x x
menu

Шевченко. «Минуют дни, минуют ночи»

Цель:   углубить знание о творческой деятельности большого художника, сосредоточивая внимание на идейно-художественном анализе поэзии «Минуют дни, минуют ночи», связать данное произведение с жизнью Т. Шевченко; развивать культуру связной речи, память, логическое мышление, умение грамотно высказывать собственные соображения, чувство, наблюдение; комментировать основные мотивы, идею поэзии, формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать чувство любви, почета к творчеству Кобзаря, народной культуры, традиций, прививать интерес к следствиям собственной работы.

тип урока:     усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет Т. Шевченко, тексты произведений писателя, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока

І. организационный момент

II. актуализация опорных знаний.

литературная викторина «Познай поэзию Т. Шевченко

 Уже не три дня, не три ночи Бьется наш Трясило От Лимана к Трубайла Трупом поле крылось.

(«Тарасова ночь»)

Сидит казак на той стороне, Играет синее море. Думал, судьба встретится - Спотыкалось горе.

(«Мысль»)

Было когда-то хорошо жить На той Украине... А вспомним! Может сердце  Хотя немного отдохнет.

(«Иван Подкова»)

Доля, где ты? Доля, где ты? Нет никакой... Когда добрый жаль, божье, То дай злой, злой! («Минуют дня, минуют ночи»)

 Не возвращаются три брата, По миру блуждают, А три пути широкие Терном зарастают.

(«Ой три пути широкие»)

Прилетайте же, мои дорогие, Тихими вещами Поздравлю вас, как деток, И заплачу с вами.

(«Думы мои, думы мои»)

И не одинаково мне, Как Украину злые люди Ее, обваровануют, возбудят... Ох, не одинаково мне.

(«Мне одинаково, буду ли»)

И не помянет отец с сыном, Не скажет сыну: «Молись. Молись, сыну, за Украину Его привлекли когда-то.

(«Мне одинаково, буду ли»)

  • Покинули старую мать.       Похороните и вставайте,
  • Тот женщину покинул,        Кандалы порвите
  • А тот сестру. А наименьший -     І вражеской злой кровью
  • Молодую девушку.   Волю окропите.
  • («Ой три пути широкие»)    («Завещание»)
  • Не дай спать ходячему,        Прилетайте, сизокрылые
  • Сердцем замирать    Мои голубята,
  • И гнилым бревном   Из-за Днепра широкого
  • По миру валяться.    В степь погулять.
  • («Минуют дни, минуют ночи»)      («Думы мои, думы мои»)

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

III. объявление темы урока. Мотивация учебной деятельности

IV. усвоение знаний и формирование умений

1.         Вступительное слово учителя

Т. Шевченко силой своего поэтического слова, силой своей безграничной любви к родному народу, к Украине старался пробить муры человеческого равнодушия, господского ограниченности. Поэт все знал, все ощущал: как жил народ, о чем он думал, постоянно искать путей к лучшему будущему.

Раздумывая над прошлым и будущим своего народа, Т. Шевченко неоднократно ставит вопросы: а для чего живое человек, в чем суть человеческой жизни? Как больно было смотреть поэту на подневольную тяжелую жизнь своего народа, но еще хуже было видеть его покорность. Поэт стремится разбудить свой народ от тяжелого сна, зажечь в нем искру протеста, ненависти к жестокой действительности. Об этом и речь идет язык в поэзии Т. Шевченко «Минуют дни, минуют ночи», с которой сейчас ознакомитесь.

2.         идейно-художественный анализ произведения т. Г. Шевченко

«Минуют дни, минуют ночи» (В каземате, 1847)

2.1.      Выразительное чтение поэзии

2.2.      Вставка.

ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ ПОЭЗИИ

Весной 1845года Тарас Шевченко закончил Академию искусств и поехал на Украину, за которой так затужил. Но увиденные в родном крае ужасные картины социальной несправедливости, разнузданного господского произвола глубоко поразили сердце поэта.

Как жить, чтобы как можно больше принести пользе своему народу, чтобы помочь ему вырваться на волю?

Свои раздумья над смыслом человеческой жизни поэт излияние в стихе «Минуют дни, минуют ночи...» (1845).

Данное произведение помещено в сборник «Три лета». Этот стих поэт написал в Въюнице 21 декабря 1845 г. за четыре дня до создания «Завещания».

Поэзия привлекла многих композиторов. Музыку к ней писали Г. Лысенко, С. Воробкевич, В. Заремба.

2.3.      Тема: раздумья поэта над трудной судьбой своей и угнетенного

люда.

2.4.      Идея: осуждение пассивности народа, который «спит на воле» и не стремится лишить себя кандалов.

2.5.      Основная мысль: Страшно упасть в кандалы, Умирать в неволе, А еще хуже - спать, спать, И спать на воле.

2.6.      Жанр: гражданская лирика.

2.7.      Обсуждение содержания поэзии. Беседа за вопросами:

  • О чем свидетельствует начало поэзии.
  • Которым вы воображаете лирического героя произведения? (...Гаснут глаза, Заснули думы, сердце спит, І все заснуло, и не знаю, Или я живую, или доживаю, Или так по миру волочусь Так как уже не плачу и не смеюсь)
  • Как с помощью описания природы поэт старается воссоздать внутренний залог героя поэзии?
  • Из-за чего герой произведения не может определиться: или он живое, или доживает?
  • С какой целью лирический герой стиха обращается к своей судьбе.
  • Почему пассивность, по мнению Шевченко,- основной враг в жизни человека?
  • Из-за чего поэт сравнивает бездействующий человека с гнилым бревном?
  • Прокомментируйте строки: «...дай жить, сердцем жить и людей любить».
  • Которой, по мнению Тараса Григорьевича, есть неволя? (Страшно упасть в кандалы, Умирать в неволе, А еще хуже - спать, спать, и спать на воле)
  • Почему жизнь в неволе Т. Шевченко отождествляет со смертью?
  • С какой целью художник во всякое время обращается к своей судьбе?
  • О чем свидетельствует окончание поэзии?
  • Почему лирический герой, обращаясь к Бог, просит у него даты ему если не доброй судьбы, то хотя злой?

2.8.      Мини - дискуссия. Обсуждение вопросов

  • Кто является творцом судьбы человеческой? Она зависит от самого человека, ее окружение или от обстоятельств? Ответ мотивируйте.
  • В чем заключается ваше назначение в мире?

2.9.      Художественные особенности произведения.

Метафоры: «шелестит листву», «заснули думы», «сердце спит», «Гаснут глаза».

Риторический вопрос: «Доля, где ты?».

Повторы: «Доля, где ты?», «...дай злой, злой», «...Жить, сердцем жить», «...спать, спать», «Когда доброй - жаль божье».

Риторические вопросы: «То дай злой, злой! И мир зажечь!», «Нет никакой!», «Или жил, или погиб!».

V. Закрепление изученного материала

1. тестовое опрашивание за произведением «минуют дни, минуют ночи» т. Шевченко.

1.         Лирический герой поэзии стремится жить: а) исключительно для себя; б) сердцем и любить народ; в) в покое; г) в гармонии с природой.

2.         Стихотворный размер поэзии: а) ямб; б) хорей; в) амфибрахий; г) дактиль.

3.         В поэзии Т Шевченко обращается к: а) своей судьбы; б) угнетателей народа;

в)         тех, кто стремится прожить жизнь в покое; г) Украины.

4.         Найстрашнее для героя произведения:

а) быть всеми проклятым; б) измена; в) смерть в неволе;

г)         пренебрежительное отношение к отечественной культуре.

5.         Чем хочет жить поэт? а) Мыслями; б) сердцем; в) чувствами; г) ожиданиями и впечатлениями.

6.         Данная поэзия написана в Вьюнице: а) 21.12.1845 г.; б) 12.04.1854 г.; в) 12.12.1847 г.; г) 15.02.1842 г.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать