x x
menu

Шевченко. «Думы мои, Думы мои»

цель:   углубить знание школьников о жизни и творчестве Т. Шевченко, в частности о его выкупе из неволи, причины его наказания царем, арест, пребывание в каземате; ссылка; проанализировать программную поэзию писателя; развивать умение выразительного чтения, анализа художественного текста в контексте с биографией писателя, комментировать основные мотивы, идеи его поэзий; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать чувство почета, уважение к жизни и творчеству Т. Шевченко; прививать интерес к следствиям собственной работы.

тип урока:     усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет Т. Шевченко, мина-выставка книжек поэта, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока

І. организационный момент

II. актуализация опорных знаний

Литературный диктант «Всем известный Т. Шевченко»

1.         Место рождения Т. Шевченко. (с. Моринцы Звенигородского уезда Киевской губернии)

2.         Социальное положение Тараса в детские годы. (Крепостной)

3.         Имя господина будущего писателя. (Энгельгардт)

4.         Способность поэта в детстве. (Рисовать)

5.         Друзья, с помощью которых Т. Шевченко было выкуплено из крепостничества. (К. Брюллов, И. Сошенко, О. Венецианов, В. Жуковский, Е. Гребенка)

6.         Сумма выкупа Тараса из крепостничества. (2 500 руб)

7.         Учреждение, в котором учился Тарас Григорьевич, получив «свободную». (Академия искусств)

8.         Первый сборник поэта. («Кобзарь»)

 Мир украинской поэзии (Т. Шевченко, И. Франко, Л. Украинка)        151

9. Назовите известных исторических лиц, которым Т. Шевченко посвятил свои произведения. (И. Трясило, И. Подкова...)

10.       Пособие, которое написало писатель для начального обучения. («Букварь южно -русский»)

11.       Композитор, который посвятил Т. Шевченко свыше 80 композиций. (Г. Лысенко)

12.       Название тайного антикрепостнического братства, в котором Тарас Григорьевич активно участвовал.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

III. объявление темы, цели урока. мотивация учебной деятельности учеников

IV. основное содержание урока

1.         Вступительное слово учителя

Тарас Григорьевич Шевченко - большая и бессмертная слава украинского народа. В его лице украинский народ будто слил свои наилучшие духовные силы и избрал его певцом своей исторической славы и социальной недоли, собственных ожиданий и стремлений. Под думы народные настроил свою лиру Кобзарь, поэтому и оживало в слове его все то, что таилось в самой глубине сердца. С тем сокровищем - словом своего наилучшего сына - украинский народ и выходит ко всем людям земли.

И чтобы глубже осознать ту исполинскую роль, которую сыграл этот человек в жизни нашего народа, перелистаем еще одну страницу его жизни, убедимся еще раз в потому, что Шевченко - великан, философ, сеяльщик - сеяльщик умного, доброго, вечного. Сегодня снова и снова открываем все нового и нового Шевченко, Шевченко - Великого Кобзаря.

2.         Жизнь и творчество т. Г. Шевченко (материал для учителя и учеников)

ТАРАС ГРИГОРЬЕВИЧ ШЕВЧЕНКО (09 марта 1814 г.- 10 марта 1861 г.)

2.1. Семья поэта, его детство.

Тарас Григорьевич родился в с. Моринцы Звенигородского уезда Киевской губернии (теперь Черкасская область) в семье крепостных Григория и Екатерины Шевченок. Отец Тараса был не только добрым земледельцем, он еще и стельмахував и чумаковал, и вдобавок умов читать и писать. Довольно пророческим оказался родителей завещание: «Сыну  моему Тарасу с наследства после меня ничего не надо. Он не будет человеком какой-нибудь, из него выйдет или что-то очень хорошо, или большой лодырь; для него наследство по мне... ничего не будет значить...».

В 1822 году отец отдал сына в науку к дьяку, а следующего года умерший иметь Тараса.

Отец вступил в брак вторично с Терещенчихой, какая имела трех своих детей. Из того времени в семье начались постоянные ссоры между отцом и мачехой, между детьми.

После смерти отца, мачеха выжила пасынка из родительского жилья, и Тарас жил у Кирилловского дьяка-пьяницы Петра Богорского.

2.2.      Обучение и служба Тараса.

В 1829 г. Тарас стал прислужником-казачком господина Энгельгардта, со временем

переехал с ним к Петербургу. В 1832 г. господин отдал Шевченко к живописным делам цехового мастера Ширяева (способности к живописи оказались у Тараса очень рано: еще сызмала мел и уголек были для него незаурядной радостью, а стремясь стать художником, побывал в трех церковных маляров. Пот ни один из них не проявил у мальчика таланта). Хотя от жестокого маляра Тарасу не раз доставалось, но он терпел ради овеянного мечтой искусства. Мальчик немало рисовал с натуры.

2.3.      Выкуп поэта из неволи.

Однажды, перерисовывая статуи в Пожилом саду, Шевченко встретил земляка - художника И. Сошенка, который познакомил его с выдающимися деятелями русской и украинской культур (К. Брюлловым, В. Григорьевичем, О. Венециановым, В. Жуковским, Е. Гребенкой).

22 апреля 1838 общими усилиями упомянутых художников за 2 500 руб был выкуплен из крепостничества. Этого же года он стал вольнослушателем Академии искусств, а со временем одним из любимейший учеников выдающегося русского художника Брюллова. Юноша поглощал книги по искусству, всемирной истории, слушал лекции из анатомии, филологии, зоологии, часто бывал в театрах и музеях.

2.4.      Причины наказания царем Т. Шевченко, арест писателя. В 1846 г. Тарас Шевченко отправился к Украине с целью там поселиться, нашел работу в Киевской археографической комиссии и начал изображать и описывать исторические памятки по всей Украине. Этого же года в Киеве поэт познакомился с преподавателем истории Киевского университета, в будущем - выдающимся учеником-историком, писателем и публицистом Г. Костомаровым, который сагитировал Шевченко вступить к таинственной политической организации - Кирилло-Мефодиевского братства, которое распространяло идее славянского единения, имея за цель образования федерации свободных славянских народов. Основной программный документ организации - «Книга бытия украинского народа», написанная Костомаровым. В нем читаем, что недалеко уже то время, когда в Украине все люди будут «свободные и равные, и не имела бы Украина над собой ни царя, ни господина, опріч Бог Единого, и, смотря на Украину, так бы сделалось и в Польши, и в других славянских краях». В этой же книге остро заклеймено Петра І и Екатерину II, названо их палачами за то, что они лишили Украину свободы. 

Мир украинской поэзии (Т. Шевченко, И. Франко, Л. Украинка)         153

2.5.      Пребывание Т. Шевченко в каземате.

5 апреля 1847 г. Шевченко было арестовано и отправлено к Петербургу. Здесь, в каземате, запрятанный от всего мира, в грубых допросах и невыносимого ожидании приговора провел Тарас Григорьевич апрель и май. Тем не менее Шевченко предъявляли обвинение, главным образом, не в участии в Кирило -Мефодиевском братстве, а в написании революционных произведений. Наибольшую злость у высокопоставленных жандармов вызвала поэма «Сон».

2.6.      Ссылка писателя-бунтаря.

После окончания следствия поэт «за сочинение возмутительных и в высшей степени дерзких стихотворений», сосланный к Оренбургскому отдельному корпусу рядовым солдатом на 10 лет без права писать и рисовать. Запрет писать и рисовать более всего привела в негодование Тараса: «Забрана найблагороднейшая часть моего бедного существования!» Кроме того солдатчина для поэта была хуже от тюрьмы, так как, ненавистен был дух солдафонства, которое чугунной печатью ложилось на живую душу. Поэтому Шевченко писал, прячась от унтеров и офицеров, убегая от всего мира в степь, за валы, на берег моря. Писал ночами при свете месяца на случайно найденных шматах оберточной бумаги куском карандаша, как добытого.

В 1848 г. поэта взяли художником в научную экспедицию под руководством гуманного человека О. Бутакова для изучения и описания Аральского моря.

В 1850 г. Шевченко переведено к Новопетровскому укреплению - на полуострове Мангышлак. Здесь, за расчетом царских прислужников, поэт должен был погибнуть, если не от болезней, то от скуки и безнадежны. На муштру Шевченко должен был ходить даже больным, а болел он беспрерывно два года - цингой и золотухой.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать