x x
menu

Сергей Александрович Есенин. Глубокая любовь к родине, к природе родного края, сострадание и милосердие ко «всему живому» в лирике поэта

Цель:
Показать, что тема родины — основная в поэзии С. а. Есенина, проследить, что включает поэт в это понятие; анализируя стихотворения, попытаться понять художественный мир поэта; совершенствовать навыки комплексного анализа лирического произведения, выразительного чтения поэтического текста; развивать коммуникативные, исследовательские способности; способствовать воспитанию эстетического вкуса, неравнодушного отношения к поэтическому слову, любви к родине. Оборудование:
Портрет С. а. Есенина, тексты стихотворений о природе и родине, аудиозапись романса «Забава» (на стихи С.

а. Есенина) в исполнении а. Малинина; репродукции картин И.

И. Левитана «Золотая осень», Рылова «В голубом просторе», Куинджи «Берёзовая роща», Ф. а. Васильева «мокрый луг», сто.

Прогнозируемые
Результаты:
Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Есенина (используя ранее полученные знания); выразительно читают стихотворения, определяют основные темы и мотивы лирики С. а. Есенина; отмечают богатство лирического содержания и национальный колорит его стихотворений. Тип урока:
Комбинированный. ХОД УРОКА Организационный

Этап
Актуализация

Опорных

Знаний
Слушание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
III
.

Постановка

Цели

И

Задач

Урока

Мотивация

Учебной

Деятельности
Учитель.

Наше время — это время жестоких испытаний для человека и человечества. Стало ясно, что противостояние человека и природы таит смертельную опасность для них обоих. Воспевая природу, русская литература всегда служила подлинным источником гуманизма. Стихи С.

а. Есенина проникнуты любовью к природе и пониманием места человека в ней.

Главная отличительная черта поэзии Сергея Есенина — её лиризм, «половодье чувств» лирического героя, постоянное самораскрытие, самовыражение лирического «я». Необычайная лирическая искренность есенинской поэзии во многом обусловлена удивительной автобиографичностью. Даже в пейзажных зарисовках поэт продолжает говорить о себе, своей судьбе, своих чувствах, своих думах. мы узнаём его в клёне, то золотоголовом, то опавшем и заледенелом, героиню его любовного романа угадываем в берёзке с зелёной причёской. В одной из автобиографий С. Есенин написал: «что касается остальных автобиографических сведений,— они в моих стихах».

IV

Работа

Над

Темой

Урока
1. Слово учителя
— любовь к родной природе у Есенина проявилась прежде всего в создании шедевров пейзажной лирики. Пристально вглядываясь в каждую подробность окружающего мира, поэт осознает весомость и значительность каждого момента жизни природы. Всё здесь гармонично слито, проникнуто пристальной нежностью. Вот уж вечер. роса Блестит на крапиве.

Я стою у дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Источник этой любви — в детстве поэта, мир природы окружал его с самого рождения. Родился я с песнями в травном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. Это стихотворение напоминает народную песню-заклинание.

Сергей Есенин говорил, что «нет по эта без родины». Для неё он берёг самые заветные эпитеты, самые неожиданные метафоры, самые смелые олицетворения. Есенин — истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его малая родина — рязанская земля — вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас. Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей всю красоту русской природы, которую воспевал в своих стихах. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим, какое развитие получила это тема в лирике С. а. Есенина. а начнём мы урок с «литературных визиток», которые подготовили ваши одноклассники. Сергей Есенин
2. выступление учащихся с «литературными визитками» о жизни и творчестве С. а. Есенина «всю душу выплесну в слова…» (См. домашнее задание предыдущего урока)
(Учащиеся составляют тезисы.) 3. исследовательская работа (в группах)
Комментарий

Все учащиеся работают в группах, рассматривая тему «развитие темы родины и природы в творчестве С. а. Есенина» по периодам. Каждая группа работает по общему для всех плану: Y выделить в данном периоде творчества стихотворения, относящиеся к теме родины, природе; Y проанализировать стихотворения, обратив внимание на то, как развивается эта тема, как соотносится с темой и идеей образный строй стихотворений; Y представить свои наблюдения в виде устного сообщения с цитированием стихотворных строк. Задание для 1-й группы. «мой край задумчивый и нежный…» (1914–1916): стихотворения «Край любимый…», «Гой ты, Русь, моя родная…

», «Русь», «Запели тёсаные дроги… ». Задание для 2-й группы. «Учусь постигнуть в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь» (1917–1921): стихотворения «О Русь, взмахни крылами…», «Ветры, ветры, о снежные ветры… », «Не жалею, не зову, не плачу…», «Сторона ль ты моя, сторона!

». Задание для 3-й группы. «Несказанное, синее, нежное, тих мой край после бурь, после гроз» (1924–1925): стихотворение «Русь Советская», «Русь уходящая», «Несказанное, синее, нежное… », «Спит ковыль…

». Презентация результатов исследовательской работы представителями групп
Создание и решение проблемной ситуации: работа с текстами стихотворений С. Есенина о родине и природе (в парах) Задание.
«Природу Есенин ощущал в движении, он улавливал Взаимосцепление отдельных её элементов. Он мог изобразить одно явление природы с помощью другого: «Сыплет черёмуха снегом»; «Как метель черёмуха машет рукавом»; «На грядки капусты волноватой рожок луны по капле масло льёт»; «Кругом роса медвяная сползает по коре, //Под нею зелень пряная сияет в серебре». Взор поэта схватывает и общую картину, и мелкие предметные детали (часто близкие к предметам обиходного мира). Природа дышит, действует, живёт. Именно этим объясняется то, что поэт, описывая Её, прибегает к способам звукового изображения: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поёт зима — аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка». Звенит в его стихах не только сосняк, звенит и рожь, и — что особенно характерно — в звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления: «в роще по берёзкам белый перезвон», «хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвон-ных», «а у низеньких околиц звонко чахнут тополя»,— заметил И. С.

Эвентов. ♦ Продолжите ряд примеров «цветного звучания» есенинских стихов, начатый литературоведом И. С.

Эвентовым, определите эмоциональные оттенки этого звучания. ♦ Проследите, какая эмоциональная доминанта была характерна для «озвучивания» лирики поэта в различные этапы его творчества. Подтвердите наблюдения цитатами из произведений С. а. Есенина. ♦ рассмотрите репродукции картин известных художников, ответьте на вопрос «что объединяет С. а.

Есенина с художниками картин «Золотая осень», «В голубом просторе», «Берёзовая роща», «мокрый луг»? ». V

Рефлексия

Подведение

Итогов

Урока
1.
обобщающая беседа
♦ Какие эпизоды биографии С. а. Есенина представляются вам наиболее драматичными, многое определившими в его жизни и творчестве? ♦ Как складывались отношения поэта с эпохой и современниками?

♦ Какую роль в формировании Есенина-поэта сыграли уклад деревенской жизни, природа рязанского края? ♦ Какое место в раннем творчестве С. а.

Есенина занимает русская деревня («В хате», «Гой ты, Русь, моя родная…», «Запели тёсаные дроги…» и др.)? ♦ Как меняется образ деревни в постреволюционных произведениях поэта? ♦ можно ли говорить о решительном неприятии есенинским лирическим героем городской жизни и города? В каких стихотворениях нашло отражение противопоставление города и деревни? ♦ Какой видится есенинскому герою природа?

Какое место в стихотворениях Есенина о природе отводится человеку? 2.
Заключительное слово учителя
— Итак, сегодня на уроке вы убедились в том, что природа у С. а. Есенина — не только одна из главных тем, но и ключ к его Поэтической образности. Словесный образ, по мнению поэта, отражает «узловую связь природы с сущностью человека» («Облетает моя голова, куст волос золотистых вянет… », «Увяданьем золота охваченный, я не буду больше молодым…

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать