Сатирико-метафоричное содержание произведения «Крошка Цахес». Ирония и гротеск в произведении как важные черты индивидуального стиля Гофмана

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

1.      Экспресс-опрашивание «Продолжить предложение».

  • Гофман родился... . 
  • Закончил... факультет университета. 
  • Первое литературное произведение - ... . 
  • Фантастические повести-сказки - ... . 
  • В 1819 году написана повесть-сказка... .
  • С 1814 года до... Гофман живет в Берлине.
  • Любимое занятие Гофмана - ... .

2.      Проверка составленных кроссвордов

( 2-3 на доске или взаимопроверка соседей по парте)

 

      1          
2              
3                
  4              
    5          
    6              
7                
    8              

1.  Имя карлика-урода. (Цахес).

2.  Друг и единомышленник Балтазара. (Фабиан)

3.  Имя князя, который ввел «образование». (Пафнутий)

4.  Любимая Балтазара. (Кандида).

 

5.  Имя феи, которая сделала «подарок» малышу. (Мальва)

6.  Имя поэта-мечтателя, который разоблачил малыша. (Балтазар)

7.  Название княжества, в котором происходили описанные события. (Керепес).

8.  Имя мага, который раскрыл тайну малыша. (Проспер)

Ключевое слово: прозвище малыша-урода. (Циннобер).

II. Работа над темой урока.

1. Работа над теорией литературы.

Беседа.

Что такое аллегория? Как ее использует Гофман? (аллегория - инакоязычие, в котором конкретный образ является формой раскрытия абстрактного представления, суждения, понятия. Суть аллегории представляет внутреннее сравнение определенного явления с другим. Более сложный вид аллегории - наделение существ, предметов чертами человеческого характера. Аллегорические образы всегда можно раскрыть аналитически, например, в баснях и сатирических произведениях. В произведении Гофмана аллегорическими являются образы фей, главных, прямо противоположных литературных героев, золотых волосинок и т.п.).

Что такое «сатира»? Чем она отличается от «юмора»? (Сатира - разновидность смешного, комического; особый способ художественного отображения действительности, который заключается в осуждающем осмеянии отрицательного - общественных явлений, человеческих недостатков и т.п. В отличие от юмора сатира имеет острый, непримиримый характер).

В чем проявляется сатирическая направленность повести-сказки? (Сатирическая направленность произведения заключается, прежде всего, в изображении обычаев, которые властвуют в княжестве, изображении порядков в политике и системе образования, чинопочитании и самоослепленности филистеров и т.п.).

Что такое «гротеск»? Найдите элементы гротеска на страницах произведения. (Гротеск - вид художественной образности, для которого характерными являются фантастическая основа, тяготение к особым, необыкновенным, эксцентричным, обезображенным формам, объединение в одном предмете или явлении несовместимых, контрастных качеств (комического с трагическим, реального с фантастическим и т.п.), что ведет к абсурду; возражение упроченных художественных и литературных форм. Гротеск открыто и сознательно создает особый сверхъестественный, химерический, странный мир: именно таким демонстрирует его читателю автор. Примером гротескного изображения является образ Цахеса).

 

Что такое «ирония»? Присутствует ли ирония в повести-сказке? (Ирония - отрицательная оценка предмета или явления через его высмеивание. В ироническом высказывании комический эффект достигается благодаря тому, что настоящий смысл высказывания замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что нужно понимать. В литературном произведении ирония может иметь и более широкий и значащий смысл: она предоставляет художественному изображению особой тональности, своеобразно раскрывая неудовлетворенность автора окружающим миром. Ирония становится художественным принципом, который использует писатель в отображении жизни. Цель иронии - не вызвать смех, не развлекать, а подчеркивать всю серьезность, даже трагичность ситуации. В повести-сказке с большой иронией, например, отображается самоослепленность, окружение Цахеса и его ощущение значимости и величественности).

2. Индивидуальная работа.

Задача: найти и зачитать эпизод, который содержит описание введения образования; прокомментировать его.

Ожидаемый ответ.

События сказки происходят в выдуманном княжестве Керепес, где когда-то князем Пафнутием Великим было внедрено «образование». Прошли годы, а плоды «образования» наглядные: в местном университете объясняют природу с помощью физических опытов, делают удивительные открытия наподобие: «темнота происходит от недостатка света». Среди молодежи распространено чинопочитание, стремление сделать служебную карьеру и обогатиться.

Гофман высмеивает псевдопрограмму образования, где полезное смешано с бессмысленным, важное - с ерундой. Образованием руководит бывший лакей, который был в состоянии стать министром. Вот какие новации в области образования предлагает эта невежда князю: «Вырубать леса, сделать реку судоходной, развести картофель, улучшить сельские школы, насадить акаций и тополей, научить юношество петь в два голоса утренние и вечерние молитвы, проложить шоссейные дороги и привить оспу». Автор включает в этот перечень то, что действительно делалось в Пруссии на границе столетий. Гофман создал замечательную пародию на так называемую философию здорового смысла и трезвых соображений, которая определяла суть общественной жизни тогдашней Германии.

Вопрос к классу:

Чего автор достигает, используя в произведении иронию и гротеск? (Автор с печалью констатирует непреодолимую власть реальности, которая поглощает романтические мечты).

 

3. Слово учителя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент