В 1829 и 1830 гг. Лермонтов пишет ряд стихотворений, навеянных воспоминанием о Кавказе. В стихотворении "Черкешенка" (1829 г.) характерно выражение глубокой симпатии к горцам и их краю:
...Степей глухих народ счастливый,
И нравы тихой простоты!
И мысль невольно улетает
Бродить средь милых, дальних скал.
В заключительной строфе — отзвук работы над замыслом о Демоне:
Так дух раскаяния, звуки
Послышав райские, летит
Узреть еще небесный вид...
Именно в этом году поэт написал первый вариант "Демона" (тогда еще не связанный с Кавказом).
В том же году написана "Грузинская песня" в приписке к ней автор дает пояснение: "Слышано мною что-то подобное на Кавказе". Основной мотив этой песни, выдержанной в стиле "жестокого романса", — ревность старого мужа-армянина к молодой жене-грузинке, увядавшей в его гареме; развязка романса трагическая: муж убивает преступную жену.
В 1830 г. кавказская тематика Лермонтова углубляется. Прошло пять лет со времени первой поездки на юг, но воспоминания о ней не тускнеют, они по-прежнему дороги поэту. Яркое выражение этих настроений находим в стихотворении "Кавказ", принадлежащем к числу его самых лучших ранних лирических произведений:
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О, южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..
Многие поэты, посещавшие Кавказ, говорили о нем, как любознательные путешественники; для Лермонтова это как бы вторая родина. Уже в эти молодые годы поэт начал глубоко распознавать истинную сущность великосветской среды, с ее мишурным блеском, пустотой и лживостью; он задыхался в этом обществе и клеймил презрением во многих стихотворениях ("К глупой красавице", "Нищий", "На жизнь надеяться страшась" и др.). Ища забвения, ища новых, освежающих душу образов, поэт мечтает о Кавказе и связывает с ним в этом задушевном, прочувствованном стихотворении все, что наиболее дорого ему — песню отчизны, воспоминание о матери, воспоминание о детской любви.
В стихотворении "Кавказ" он выступает с обличением завоевательной политики царизма:
Кавказ! далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!..
Упоминание о "вольности", о "свободе" характерно и для других стихотворений, написанных им в том же году и проникнутых революционными настроениями ("Опять вы, гордые, восстали", "30 июля 1830 г.", "Предсказание", "Новгород" и др.).
Юный поэт, еще не известный стране, принадлежал к числу тех лучших ее сынов, которые не мирились с существующим строем, боролись с ним и предвидели его гибель.
В стихотворении "Крест на скале" развит мотив тоски по Кавказу; поэту хотелось бы вновь увидеть теснины, доступные лишь степному орлу, и назваться с бурею братом. К тому же времени относится незавершенное стихотворение "Утро на Кавказе", являющееся первым наброском стихотворения "Синие горы Кавказа, приветствую вас".