Цель: ознакомить с фактами биографии Рудаки; усвоить строки бейт, газель, рубаи, учить анализировать поэтический текст; развивать умение работать в группе; воспитывать высокие моральные качества.
Оборудование: текст поэзий Рудаки, портрет поэта, персидские миниатюры.
И девушка вошла в меня из строчки Рудаки: «Ручей Мульяна к нам несет той девы аромат».
Гафиз.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний.
Работа в парах. Взаимное опрашивание.
1) Когда была завоевана Персия арабами?
2) Что означает выражение «века молчания»?
3) Из каких литератур возникла персидско-таджикская литература?
4) Каким языком создавалась персидско-таджикская литература?
5) Кто был в центре внимания персидско-таджикской литературы?
6) Какая литература называется лирической, а какая - панегирической?
7) Что такое мусульманский Ренессанс?
8) Назовите известнейших представителей классической восточной поэзии.
II. Мотивация учебной деятельности.
Восточный поэт Шамсиддин Розе (X ст.) посвятил Рудаки свой преисполненный грусти стих.
Плач о Рудаки.
- Ушел Рудаки - остались мудрые песни. Вино разлилось - есть тот запах, который был в вине.
- Вовек такого певца не увидит земля! Какого же поэта теперь ждать мне?
- Кровавыми слезами оплакиваю память его, как воск, растопился булат на сердечном огне.
- Услышишь рыдания мои - не удивляйся, не стой, Оплакать певца поспеши, что лежит в гробу!
- Такого, как он, ты не найдешь никогда и нигде, такого, как он, не увидишь никогда и во сне!
- (Перевод Василия Мисика).
— какими словами характеризует поэт Рудаки? О каком отношении к нему это свидетельствует? (Мудрые песни; Вовек такого певца не увидит земля! Такого, как он, ты не найдешь никогда и нигде, Такого, как он, не увидишь никогда и во сне!).
III. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя.
Настоящее имя поэта - Абу Абдаллах Джафар ибн Мухаммад. Псевдоним себе он придумал от названия горного поселка, в котором вырос,- Рудак, что в переводе с персидского означает «река».
Рудаки был одаренным человеком: имел музыкальный слух и голос, поэтому уже с детства не только странствовал горными поселками и поражал соотечественников своим пением под собственный аккомпанемент чанга (род лютни), но и получил надлежащее образование А еще спустя некоторое время, когда слава о талантливом мальчике дошла до эмирского дворца, его приглашают на службу, и он выполняет роль придворного поэта долгие годы.
Легенды рассказывают, что сын эмира, получив власть, ослепил Рудаки и заставил попрошайничать. Рудаки.
Последние годы поэт провел у себя на родине, проводя в стихах старость и
бедность. По легендам, Рудаки создал 1 300 000 стихотворных строк. На сегодня известно лишь приблизительно 2000.
Писал Рудаки в традиционных для персидско-таджикской литературы жанрах: бейти, рубаи, газели.
2. Усвоение литературоведческих терминов.
Бейт — двустишие, в котором содержится определенная законченная мысль, может быть рифмованным и нерифмованным. В восточной поэзии из бейтов составляли газели, рубаи и т.п.
Газель — стих, который составляется не менее чем из 3, но не более чем из 12 бейтов, связанных сквозной монорифмой каждые 2 строки, объединенных общим мотивом. В конечному бейте автор может называть свое имя или псевдоним. Основное содержание газелей - любовь, тоска влюбленных, философские раздумья.
Рубаи — четверостишие, где рифмуются 1, 2 и 4 строки. Стих философского содержания, который содержит определенную мысль, подчеркнутую в последней строке.
3. Чтение поэзий Рудаки. Работа в группах.
Группа № 1. Бейты. Чтение стихов.
1) К тебе стремится вся красота земная, как к пропасти стремится быстрина.
2) Во время разлуки я горю на костре твоем. Зачем же деревом тебе обжигать дом?
3) Дай один поцелуй, только пусть он тянется часы. Зачем долг такой, любимая, разбивать на части?
Вывод: какой образ автора создается в этих поэзиях?
Автор - влюбленный в свою милую, очарованный ею, он поэтизирует любимую, использует преувеличение («К тебе стремится вся красота земная»), сравнение («как к пропасти стремится быстрина»).
лирический герой - хитрый, лукавый, уверяет любимую, что «долг» не нужно разбивать на части, да и дом обжигать уже не нужно - так пылает его любовь к девушке.
Влюбленный, очарованный, хитрый.
Группа № 2. Газель «С каких пор солнце сияет среди неба».
- С каких пор солнце сияет среди неба,
- Не жил такой, кому знание не нужно.
- какие бы века прадавние не взяли мы - Умные люди языками всеми
- Знание искали, сил не жалели И предложение в скалу врезали:
- «Знание для сердца - светоч самый светлый, Знание для тела - панцирь крепчайший».
Задача:
Определите идею стиха и запишите ее.
Докажите справедливость мысли автора поэзии.
Соглашаетесь ли вы с ним?
(«Знание для сердца - светоч самый светлый,
Знание для тела - панцирь крепчайший»).
Группа № 3. Газель «О, девушка! Разлуки ураган...».
- О, девушка! Разлуки ураган
- С корнями вырвал цвет моих надежд!
- Стал ли бы я навек твоим рабом, если бы не стал арканом локон твой?
- Кто имеет только душу, тот цены Твоего поцелуя и питать не смеет.
- Чем ярче горит твоя красота, тем меньше света в душе моей.
Задача:
Определите тему стиха и художественные средства, которые создают определенное настроение поэзии. (Стих посвящен теме неразделенной любви. Лирический герой страдает в разлуке по своей избраннице. Силу чувства влюбленного помогают передать яркие метафоры:
«Разлуки ураган с корнями вырвал цвет моих надежд!», «...если бы не стал арканом локон твой», «чем солнечнее горит твоя красота...»).
Группа № 4. Рубаи. «Себя в руках все время держать».
Себя в руках все время держать - вот настоящее благородство. Глухих, слепых не обижать - вот настоящее благородство. Не благородство - наступить на грудь бедному, что упал, Нет, руку запавшему подать - вот настоящее благородство!
Задача:
Определите тему и идею стиха, докажите, что это — рубаи. (Стих посвящен раздумьям о такой черте характера человека, как благородство. Автор
приходит к выводу, что благородным может называться человек, который умеет быть сдержанным, не обидит слабых и всегда поможет тем, кто в затруднении. Этот стих - рубаи поскольку состоит из 4 строк, в которых рифмуются 1, 2 и 4 строки и имеет философское содержание).
Группа № 5. Рубаи. «Эй, Рудаки...».
Эй, Рудаки, от кандалов печали освободись! Всегда веселый, вперед беззаботно смотри. Думаешь, только тебе одному так плохо? В целом мире не лучше! Живи и не сокрушайся!
Задача:
- Чем утешает себя Рудаки в несогласиях?
- какие художественные средства используются в стихе? (В этой поэзии автор обращается сам к себе, ведь поэт - тоже человек, и он может быть печальным и разочарованным. Лирический герой находит утешение для себя в том, что не только ему приходится страдать, другим тоже нелегко бывает в жизни. Используются метафора «кандалы печали», эпитеты «веселый», «беззаботно».)
IV. Итоги урока.