«Моя лирика жива одной большой любовью к родине, чувство к родине - основное в моём творчестве», - говорил С. Есенин. К вершинам поэзии он поднялся из глубин народной жизни. Рязанские поля, мужики, косившие траву и сеявшие свой хлеб, были страной его детства. Мир народных образов окружал его с самого рождения:
- Родился я с песнями в травном одеяле.
- Зори меня вешние в радугу свивали.
- Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
- Сутепень колдовная счастье мне пророчит.
И костёр зари, и плески волн, и серебристая луна, и шелест листвы, и голубая гладь озёр - вся красота народного края с годами отлилась в стихи, наполненные любовью к русской земле:
- О Русь, малиновое поле!
- И синь, упавшая в реку,
- Люблю до радости и боли
- Твою озёрную тоску.
О чём бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в «суровые грозные годы», - каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине:
- Но более всего
- Любовь к родному краю
- Меня томила,
- Мучила и жгла.
Есенин рассматривал крестьянство и деревню как основных носителей «русскости», поэтому основная тематическая направленность стихотворений поэта - мир русского крестьянства. «Всё равно я останусь поэтом золотой, бревенчатой избы», - писал он в одном из стихотворений. Это не просто броская фраза, а жизненная позиция поэта, определившая особенности его стихов о родине. Есенин любит не абстрактную Россию, а создаёт образ близкой и дорогой ему земли - Рязанщины, малой родины поэта ( « Низкий дом с голубыми ставнями...», «Край любимый...» ). В полном соответствии с традицией, заложенной в 19 веке А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым, С. А. Есенин предпочитает говорить не об отвлечённой «русской идее», а воспевать крестьянский труд, который хорошо знает:
- Хорошо косою в утренний туман
- Выводить по полю травяные строчки,
- Чтобы их читали лошадь и баран.
Цветовая гамма родины имеет у Есенина своеобразную, неповторимую окраску: «голубую оставил Русь», «О Русь, малиновое поле! И синь, упавшая в реку...». В лирике поэта, посвящённой теме родины, отразились и его раздумья о судьбе страны после революции. В первых своих произведениях он приветствует её как возможность обновления России:
- О Русь, взмахни крылами!
- Поставь иную крепь!
- С иными именами
- Встаёт иная степь.
В это время лирика поэта наполняется глубокими раздумьями о России. Революцию Есенин принял, по его словам, «с крестьянским уклоном». Есенин, как поэт крестьянский, всегда думает в первую очередь о деревне. И особенно тяжело, временами трагически, переживает он ломку старых, патриархальных устоев русских деревень. И поэту кажется, что его родина в нём не нуждается, что у неё теперь другие певцы: «Моя поэзия здесь больше не нужна, да и, пожалуй, я сам тоже здесь не нужен».
- Я человек не новый!
- Что скрывать?
- Остался в прошлом я одной ногою,
- Стремясь догнать стальную рать,
- Скольжу и падаю другою.
Выражая чувство сопричастности судьбе страны, чувство любви и ответственности за неё, поэт скажет:
- Но и тогда,
- Когда по всей планете
- Пройдёт вражда племён,
- Исчезнет ложь и грусть,
- Я буду воспевать
- Всем существом в поэте
- Шестую часть земли
- С названьем кратким «Русь».
Есенин говорит, что, где бы он ни был, что бы с ним ни случилось, он всегда будет помнить свою родину, своих родных:
- Низкий дом с голубыми ставнями,
- Не забыть мне тебя никогда.
Россия - единственная любовь Есенина: « Чувство родины - основное в моём творчестве - оно всё, без неё ничего. Женщины, дети, дом, друзья, - всё это можно отдать другому, только не Россию, вне России не будет ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы».