x x
menu

Романтизм на «Родине». Возрождение романтизма в России

Одной из наиболее сложных проблем, с которой столкнулись художники, была проблема взаимоотношения города и деревни. В некоторых произведениях поэтизировалась идея «власти земли», деревенской «естественности» как источника нравственного здоровья человека и противопоставлялась «развращенному городу». Таковы романы А. Тверяка «На отшибе», «Передел», «Две судьбы». Полемическими по отношению к ним были романы Н. Брыкина «Земля в плену» и «Стальной Мамай». Особое место в прозе занимало население: бедняк, середняк, от решения которого зависела судьба коллективизации, и кулак. Первый и последний все время «воевали» между собой. Величайшим произведением, посвященным теме изменения деревни, стал роман М. Шолохова «Поднятая целина».

Писатель изобразил не какие-либо отельные стороны периода коллективизации, а саму эпоху с ее сложными и противоречивыми коллизиями, раскрыл неотвратимость торжества нового в колхозном строительстве, показал всемирно-историческое значение этого нового. В «Поднятой целине» отражены три типа жизненных конфликтов эпохи: во-первых, это споры между силами старого мира и социалистической новью; во- вторых, противоречия в сознании крестьянина-середняка; в-третьих, некоторые несогласия в среде тех, кто проводил коллективизацию.

Но уже во второй половине 30-х годов тема перестройки деревни постепенно отошла на второй план. Писатели тогда описывали не только городскую и сельскую жизнь, часто они обращались к истории нашего государства, так особого расцвета достиг исторический роман. В центре сюжетной композиции - подлинные конфликт и личность. Особое внимание романисты обращали на героизм обездоленного люда в самоотверженной борьбе с виновниками народных бедствий. Так же почетное место в таких произведениях занимали носители идей патриотизма и национального прогресса, в том числе выдающиеся государственные деятели, полководцы, возглавлявшие освободительные войны русского народа. Наиболее яркие исторические романы: «Петр I» А. Толстого, «Цусима» А. Новикова- Прибоя, «Севастопольская страда» С. Сергеева-Ценского, «Емельян Пугачев» В. Шишкова, трилогия «Радищев» и другие.

В тот период появились социально-философский, социально- публицистический роман и роман воспитания. Новые черты приобрел психологический роман. Писатели более пристально стали вглядываться и подробнее прослеживать тончайшие переживания героев, у которых есть «невыдуманная» биография. Они ничем не примечательны внешне, их поступки обычны, такая же и обстановка действий.

Страницы романов завоевали люди скромные и простые. Разрешения противоречий между личностью и обществом в пользу последнего возвышало человека, обогащало и развивало его творческие силы, сливая личность с трудовым коллективом, вдохновляя ее на служение общенародному делу. Произведения 30-х годов объединяет изображение народной жизни. Ф. Гладков, А. Малышкин, Ю. Крылов, А. Тверяк, Н. Брыкин и Л. Леонов показывают героические усилия народа в борьбе за национальную независимость своей родины. Подчеркивается созидательная, преобразующая творческая сила народа. Освещаются важнейшие этапы формирования русской государственности, появляется тема русской воинской славы русского национального характера.

22 июня 1941 года на СССР напала фашистская Германия. Эта война стоила русскому народу неимоверных лишений. Было уничтожено огромное число городов и деревень. Погибли миллионы людей. Однако ничто не могло сломить дух нашего народа, проявившего в войне невиданное единение, самоотверженность и массовый героизм. Литература в годы Великой Отечественной войны сыграла немалую роль. Более 1000 писателей ушло на фронт. 500 из них были награждены орденами и медалями. 18 стали Героями Советского Союза. Около 300 мастеров слова не вернулись с поля боя. Художники жили едиными интересами с борющимся народом, со всей Родиной и чувствовали себя «окопными поэтами».

Да, и вся литература в целом была «голосом героической души народа». Творческие силы писателей были подчинены общим задачам. Все стремились к объединению своих усилий для выполнения прямого долга перед Родиной. В неимоверно трудных условиях отстаивали независимость страны. Лозунг «Все силы - на разгром врага!» можно отнести и к работе литераторов. Будучи на войне писатели с воззваниями обращались к солдатам и офицерам Красной Армии. «Ни шагу дальше!» А. Толстого звучало как приказ, в то же время и писатели поддерживали в народе светлую мечту о победе, превратив ее в святое чувство; задушевно беседовали о Родине, о жизни и смерти, призывали к стойкости, мужеству и упорству.

В эти годы значительно возросло число романтических произведений, в которых поэтизировались боевые подвиги. («Морская душа» Л. Соболева, «Мать» А. Довженко, «Чайная роза» Б. Лавренева и другие). Литература воспевала героизм тех, которые испытали голод и лишения и познали первые радости значительных побед, стали защитниками Бреста, Москвы, Ленинграда и были в атакующих колонах на самом переломном острие войны - в Сталинграде, под Новороссийском и Курском. Особенно ярко, по-романтически, описываются подвиги моряков (Л. Соболев, Л. Соловьев), разведчиков, партизан (Н. Ляшко), матерей воинов (А. Довженко), стойких и мужественных командиров (В. Кожевников), летчиков, артиллеристов, стариков и детей. Поэтизируются высокие нравственные качества людей, воспевается чистая, возвышенная и самоотверженная любовь.

Многие романы основаны на фактическом материале, чаще всего они построены на ситуациях исключительного характера. В новелле Л. Соболева «Батальон четверых» рассказывает о том, как четверо русских солдат, имея на руках раненого товарища, отбились от сотен врагов, прорвали кольцо окружения и вышли к своим. Мерой стойкости для них стала сверхмера. Романтические герои - натуры цельные. Борьба для них - жизненная необходимость, а героизм - естественное проявление этой борьбы. Они люди действия. Только борьба, только победа! Не избегая опасности, они идут навстречу ей и совершают героические подвиги по приказу своей совести. Такова отважная женщина из рассказа «Мать» А. Довженко, Мария Стоян, спрятавшая у себя наших летчиков. Поэтика романтических произведений была подчинена одному - показать в возможно яркой и полной форме героические подвиги советских людей.

Перед читателем прошли судьбы разных героев, но всех их объединяла одна идея - осознания своего места в жизни. Они знали, что ход и итог битвы зависит от того, как каждый из них выполнит свой гражданский долг. Лучшие черты характеров художники раскрывали точно. Подвиги романтически приукрашивались самоотдача героев Родине послужила маяком для новых поколений, для тех, кто жил в мирное время. Им пришлось возрождать великую страну на опустошенной фашистским нашествием земле. Поэтому, изображая современность, писатели особое внимание уделяли трудовым усилиям народа. Постепенно в центре литературы становится образ героя-строителя, колхозника, сталевара, адресующих свою продукцию уже не войне, а миру. Они отдают все свои силы на восстановление хозяйства.

Теперь основной конфликт романа, личные судьбы героев развертывались вокруг «производственного дела». Писатели пытались осмыслить трудовую деятельность человека, поэтому главные герои, особенно у Гранина, изображались односторонне, они не обладали крупными характерами, способными вместить черты хотя бы своего поколения. Но все-таки романтики углублялись в духовный мир человека. Отчетливо это проявилось в лучших произведениях, посвященных людям деревни. А Кочетову В. удалось изобразить рабочего как духовно богатую личность, борющуюся против бесхозяйственности.

Главным героем оставался народ. Это же было присуще и историческому роману послевоенных лет. Если раньше романтиков привлекали отдельные личности, то теперь судьбы больших человеческих масс. Авторы сосредотачивают внимание на таких качествах русского характера, как воинская доблесть, самоотверженность и товарищество, творческие созидательные силы как исконные черты русского народа на разных исторических этапах. Главная проблематика оставалась такой же, как и в первое послевоенное десятилетие: честность и доверие, личность и коллектив, партия и народ, воспитание характера в условиях того времени. Если раньше писатели говорили только об ответственности человека перед обществом, то в 50-х годах они стали задумываться над вопросом «несет ли общество ответственность за человека. Рядом с проблемой формирования новой (нужной государству) личности постоянно вставала проблема ее разрушения. Часто герои метались и страдали, ощущали разлад между своей совестью и поступками (а раньше они и не думали о своем духовном мире). Наиболее ярко это показано в романе Л. Леонова «Испытательный срок» (1956).

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать