Цель: выяснить события «Песни о Роланде»; учить характеризовать героев французского эпоса; развивать умение высказывать собственную мысль; воспитывать навыки работы в группе.
Оборудование: картина «Гибель Роланда».
- Все, что мы называем героической
- доблестью и чем захватываемся
- как величием и приподнятостью
- духа, есть не что другое, как спокойная
- и твердо обоснованная гордость и
- самоуважение.
- Д. Юм.
Ход урока.
І. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка знания текста «Песни о Роланде».
Тест.
1) Король Сарагосы — это:
а) Карл;
б) Марсилий;
в) Бланкандрин.
2) Роланд взял лишь 20 тыс. воинов, так как:
а) был уверен в своей силе;
б) не ожидал нападения сарацин;
в) не хотел ущемить интересы короля, своего родственника.
3) Дюрандаль — это:
а) меч;
б) щит;
в) воин.
4) Рог Роланда имел имя:
а) Чернубль;
б) Олифант;
в) Турпин.
5) Во время боя Роланда во Франции:
а) была буря;
б) было солнечное затемнение;
в) начался паводок.
6) Сколько раз затрубил в рог Роланд?
а) Один;
б) два;
в) три.
7) Как звали наилучшего друга-воина Роланда?
а) Наем;
б) Вальянтиф;
в) Оливер.
Как поступил Карл, оплакав погибших?
а) Вернулся во Францию;
б) загнал сарацин к реке;
в) стал королем Сарагосы.
9) Как был наказан предатель Ганелон?
а) Повешен;
б) погиб от меча;
в) разорван конями.
2. «Мои впечатления от “Песни о Роланде”».
(Устные ответы учеников).
II. Мотивация учебной деятельности.
Работа с эпиграфом. Учитель читает выражение Д. Юма.
- Соглашаетесь ли вы с приведенным выражением?
- Что, по вашему мнению, означает понятие доблесть?
- К кому из героев можно отнести мысль Д. Юма? Почему?
- О доблести, смелости, измене и коварстве мы и будем размышлять сегодня на уроке.
III. Обобщение и систематизация изученного материала.
Составление характеристик главных героев «Песни о Роланде».
Постановка проблемного вопроса: «Почему произведение названо “Песней о Роланде”, а не о другом герое? Не было ли других достойных героев?».
Работа в группах.
Задача: охарактеризовать героя поэмы; привести соответствующие цитаты; ответить на проблемный вопрос.
Группа № 1.
Задача: охарактеризуйте Роланда.
Цитаты:
«У тебя характер закрытый и гордый». (Оливер).
«Угроз я не боюсь... я выручу, чтобы лишь король разрешил!» (Роланд).
«Когда Роланд узнал, что будет бой,
Он отважнее стал льва и тигра».
«За своего господина и большую беду
Перетерпеть нужно - холод, жару,
А хотя бы и кровь пролить, трупом упасть».
«Везде, где не глянь, свирепствует сильный бой, Ба, и граф Роланд не кроется за других; Ударяет копьем, пока служит копье...».
«Страшный, упорный бой свирепствует дальше. Роланд и Оливер храбро бьются».
«А здесь нас ждет тяжелый и длинный бой, Такой силы еще никто не видел».
«Взял Роланд рукой Олифанта, Приложил его к устам и как заревел, Отразился о горы голос, зазвучал, На тридцать миль кругом пошел эхом».
«Заревел Роланд так болезненно и могущественно,
Так жалостно заревел на Олифанта,
Что из уст его пошла красная кровь,
А в голове отвесы аж затрещали.
А так далеко голос зазвучал,
Что среди гор услышал его король».
«Возвратился на поле боя граф Роланд, Возвратился, как рыцарь, Дюрандалема ударил,... Самых храбрых двадцать пять упало».
«Такого характера рыцарю и нужно,
Когда в оружии оседлал коня.
В борьбе будь он твердый, упорный».
«По-молодецки бьется граф Роланд! Пот обливает его горячее тело, А в голове тяжелая, жгучая боль».
«Умер Роланд,- Бог душу в рай принял».
Вывод. Граф Роланд, племянник Карла Великого, олицетворяет в себе мужество, доблесть, отвагу. Он, преданный вассал, ради своего сюзерена готов на все. Роланд отдает свою жизнь в бою, ни на минуту не задумываясь над возможностью другого выбора. Граф трижды отказывается трубить, т.е. просить помощи у Карла, гордость не позволяет ему сделать это. И звук рога Олифанта послышится лишь тогда, когда надежды на собственные силы будет совсем мало. Ошеломляет сцена, которая изображает Роланда, который трубит в рог вторично. Сила страдания, боли за погибших товарищей, воплощается в максимальном напряжении героя, у которого «из уст... пошла красная кровь…». Автор поэмы постоянно подчеркивает, что Роланд - настоящий рыцарь: он жил, как рыцарь, и умер, как герой. Даже Бог признает достоинства Роланда: он забирает его в рай, несмотря на такие недостатки героя, как гордость и самоуверенность.
Группа № 2.
Задача: охарактеризовать Карла Великого.
Цитаты:
«Великий Карл, властитель наш славный». «И Карл Великий также зарыдал:
В Испании остался его племянник! Король не в силах скрыть слез в тоске».
«В большой тоске едет Карл Великий, Весь панцирь укрыла седая борода».
«“И что я, Бог, стою? - сказал король.- Почему в этой битве не было меня?”. Он с горя-тоски бороду всю рвет, А рыцари заплакали и себе же».
«Для Карла Бог сделал большое чудо: На небе солнце стало неподвижно».
«Когда властитель суд свой закончил И прояснил свой пребольшой гнев, Он приказал крестить Брамимонду».
Вывод. Французский король Карл, который наделяется эпитетом Великий, олицетворяет в себе идею государственного единства и христианской веры. Карл - добрый к своим воинам, прямой и благородный, немного наивный (слушает Ганелона и не идет сразу на помощь Роланду, слыша звуки Олифанта). Карл горюет, видя гибель франков, упрекает себя, что не смог спасти своих воинов.
Группа № 3.
Задача: охарактеризовать Ганелона.
Цитаты:
«Был Ганелон, какого дело - измена...».
«Да и защемило же сердце у Ганелона! Он раздевается из кожуха из кун, Становится в одном кафтане из атласа. Блестящие глаза, гордый вид у него, широкая грудь, благородное тело, А красивый - не насмотрятся все пэры».
«Когда мне даст бог оттуда возвратиться, я наварю тебе за то такого, Что хватит и до конца жизни».
Роланд – главный герой эпоса. Карл как идеал государственной мудрости. Предатель Ганелон – антипод Карла и Роланда
Фев 9
«Граф Ганелон услышал Роланда смех: Он мало что не трясся со злости-гнева, Он мало что ума был не лишился».
«Король велел поймать Ганелона... А там цепь закинули на шею, Сковали, будто дикого медведя, И посадили на плохую клячу».
«Там Ганелона злая смерть постигла».
«Как каждый предатель, Ганелон умирает. Пусть он измены более не хвалит!».
Выводы. Граф Ганелон - отрицательный герой поэмы. Гордый и зажигательный, он не может сдержать гнева и обиды на пасынка Роланда и страшно мстит ему и своим соотечественникам.
Графа не останавливает то, что Роланд - его родственник, а Карл - его король. Проявляя эгоизм и предательство, Ганелон не становится счастливым. Его наказание было жестоким, но справедливым.
Итоги. Ответ на проблемный вопрос.
Сравнивая героев «Песни о Роланде», можно выделить положительных и отрицательных персонажей. К первым принадлежат франки, а ко вторым - сарацины и предатель Ганелон. Кстати, во Франции имя Ганелон и до сих пор считается синонимом предательства. Такой персонаж, конечно, не может быть главным в героическом эпосе.
Карл Великий - положительный герой, но не его именем названа поэма. Почему? Возможно, потому, что не идеальный, но мужественный Роланд в полной мере проявляет рыцарские достоинства: преданно служит своему сюзерену и отдает свою жизнь за него.
IV. Межпредметные связи.
Наблюдение за картиной «Гибель Роланда».
- каких героев вы видите на картине?
- какой эпизод из поэмы изображен на ней?
- какие цвета преобладают в художественном произведении?
- Удалось ли художнику передать трагедию событий героического эпоса «Песня о Роланде»?
V. Домашняя задача.
Индивидуальная задача. Подготовить рассказ о Данте от лица Беатриче Портинари и Джованни Бокаччо.
Если данное школьное сочинение на тему: Роланд – главный герой эпоса. Карл как идеал государственной мудрости. Предатель Ганелон – антипод Карла и Роланда, вам пригодилось, то я буду премного благодарна если вы разместите ссылку в блоге или социальной сети.
Спасибо что посетили сайт SchoolTask.ru
Готовые школьные сочинения и пересказы по литературе. Всегда для Вас в бесплатном доступе. Мы будем благодарны за ссылку на наш сайт.