x x
menu

Роль и место литературы в жизни наций. Развитие литературы

Цель:   выяснить роль и место литературы в жизни наций; исследовать развитие литературы; определить особенности анализа произведения как в историческому, так и в эстетичному контекстах; развивать эстетичные читательские вкусы, умение воспринимать тексты художественной литературы и анализировать его, наблюдать, обобщать, строить заключения; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать уважительное отношение к национальной художественной литературе, ее художникам; прививать любовь к книге как источника знаний.

Тип урока:     комбинированный.

Оборудование: выставка книжек художественной, учебной, справочной литературы; портретная галерея украинских писателей, творчество которых изучается в 9 классе; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

 

ХОД УРОКА

I.          Организационный момент

II.        Актуализация опорных знаний

1. Беседа за вопросами

  • Что вам известно о художественной литературе как вид искусства?
  • Какие преимущества она имеет в сравнении с другими видами искусства?
  • Как с помощью художественных произведений развивается и воспитывается человек?
  • Можем ли мы гордиться украинскими художниками слова? Назовите тех, которые вам более всего нравятся.
  • Какие произведения художественной литературы, на ваш взгляд, являются популярными и актуальными?
  • Мотивируйте, сложно ли быть писателем? Что необходимо знать человеку-художнику для написания произведений?
  • Что изображает мастер слова в своих произведениях? (Важные характерные события, явления, черты характера людей, изображает словами художественные образы)
  • Чему художественное произведение, на ваш взгляд,- носитель общечеловеческих ценностей?
  • Каким образом произведения литературы связанные с национальным воспитанием украинцев?
  • Исследуйте, как современная литература влияет на формирование морально-эстетических, идейно-мировоззренческих и общественных позиций школьников? Свои мысли обобщите.

2. Конкурс «Осведомленность».

III.       Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности

IV.       Основное содержание урока

Книга является альфой и омегой любого знания,

началом каждой науки.

С. Цвейг

Прочитать десять тысяч книжек - все одно,

что сделать путешествие за десять тысяч верст.

Китайская пословица

1.         Вступительное слово учителя

Сегодня мы отправляемся в новое интересное путешествие «Путями литературы 9 класса». Надеюсь, вам она очень понравится.

Вы познакомитесь с новыми писателями, произведениями устного народного творчества, познаете много полезного и необходимого.

Книга - это мудрый, рассудительный, наивернейший наш друг, который сопровождает нас вдоль всего жизнь. Она вселяет в нас любовь к родной Украине, уважение к другим народам, интерес к их культуре, воспитывает чувство патриотизма.

Итак предлагаю вам сделать наше странствие захватывающей. Для этого необходимо осмысленно читать художественные произведения, совершенствовать умение грамотно высказывать собственные мысли, чувство, наблюдение, обнаруживать активность, желание познавать новое и интересное.

Пусть везёт вам!

2.         Роль и место литературы в жизни наций

Слово «литература» происходит от латинского litera - буква. Прямое значение этого слова - то, что написанное буквами. Позднее оно набрало немного другого содержания: литература - это то, что созданное писателями и записанное на бумаге.

К художественной литературе принадлежат разные произведения (рассказ, повести, пьесы, стихе и т.п.), в которых рассказывается о жизни, работе, борьбе людей, их чувство, внутренний мир, описывается природа.

Украинская литература на всех этапах ее развития была тесно связана с жизнью наций: отбивала ее быт, обычае, мораль, непосредственно откликалась на боли тружеников и их стремление к лучшей жизни.

Тем не менее, роль художественной литературы некогда не сводилась к обычному, пусть и наиполнейшего отражения жизни. Лучшая часть нашей литературы, связанная с национально-освободительной борьбой, всегда окрыляла наш народ передовыми общественными идеалами, открывала ему глаза на то, кто его друг, а кто враг. Ведущие украинские писатели И. Котляревский, Т. Шевченко, И. Франко, Леся Украинка, Г. Коцюбинский и много других были пламенными трибунами и художественным словом указывали народу путь к солнцу правды, счастье и воли, велели его за собой, были для наций ведущей звездой в темную ночь бесправия народа, во времена татаро- монгольского нашествия, произвола польской шляхты.

3.         Развитие украинской литературы

Литература существовала всегда из того момента, когда был основан язык.

 Историко - литературный процесс делится на:

  • давнюю литературу ( ХІ-ХV ст.);
  • старую литературу ( ХVІ-ХVІІІ ст.);
  • новую литературу (ХІХ - поч. ХХ ст.):

а)         первых десятилетий ХІХ ст.;

б) 60-  Х лет;

в)         начала 90-х лет;

г)         конца ХІХ - начала ХХ ст.;

  • новейшую (ХХ ст.);
  • современную (настоящее время).

Престиж украинского языка, веру в ее широкие возможности утверждала и распространяла прежде всего украинская литература.

Как же она развивалась?

Началом новых пор в украинской литературе было опубликование «Энеиди» Котляревского в 1798 г.

На мировой уровень поднял украинскую литературу Т. Шевченко. Как народный подвиг Тарас Григорьевич воспевал борьбу за волю, славу, национальное самоутверждение.

Видное место в украинской литературе ХІХ ст. занимает П. Кулиш - поэт, прозаик, журналист, литературный критик.

Подтверждали новые таланты, которые вливались к украинской литературе на рубеже 60-х гг., в частности, автор «Народных рассказов» Марко Вовчок, поэты С. Руданский, Л. Глебов.

Заметный взнос в развитие украинской поэзии сделали П. Играбовский, В. Cамойленко.

Известнейшие достижения украинской литературы связанные с деятельностью И. Франко, его творчество служило основой комплексного изучения связей украинской и мировой культуры.

4. Творческая индивидуальность художника

Художник - тот, кто пишет художественные произведения. Лицо, для которого литературная деятельность является профессией.

Каждый писатель внимательно изучает окружающую действительность, события, людей, отношения между ними, разные явления природы. Все увиденное и услышанное он обдумывает и определяет, что хорошо, полезное, что плохое, вредное, а также, что важное, характерное, что второстепенное, случайное. В своих произведениях писатель изображает важные, характерные события, явления, черты характера людей, изображает словами художественные образы. Тем не менее художник не только изображает словами оскорбления людей, событий, явлений, предметов, а и выражает свое отношение к ним.

Писатель - мужественный, решительный человек, который всегда отличают сила воли, целеустремленность, настойчивость, желание побеждать, одолевая любые препятствия.

 Много украинских писателей было расстреляно или пожизненно заключено за правдивое слово, за то, что они защищали родной край, культуру, веру, обычае, обряды, называли Украину родной матушкой, а себя - ее сыновьями.

Читая тот или другое произведение, мы вместе с писателем фантазируем, путешествуем в волшебный мир сказки, легенды, мифа; знакомимся с выдающимися историческими событиями и лицами; учим ценить дружбу, верность, красоту природы, национальное искусство и культуру.

Итак давайте гордиться нашими художниками, уважать и уважать их, они того достойные!

5. Художественное произведение - новая эстетичная действительность, которая «вбирает» свое время и является носителем общечеловеческих ценностей

Страницы: 1 2 3
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать