x x
menu

Роль английского барокко в творческой манере И. Бродского

Рассматриваются барочные традиции зарубежной и русской литературы в поэзии И. Бродского. Определяются стилевые доминанты барокко в лирике художника. Анализируется постмодерный хронотоп поэзии Бродского, рассматривается его барочное культурное пространство. Векторами, которые задавали направление поэзии и. Бродского, были античность и классицизм, барокко, романтизм, литература «золотого» и «серебряного» веков, американская и английская лирика. Вместе с тем Бродский - поэт новой эпохи, постмодернизма.

Как известно, тенденция постмодернизма в литературе сосредоточивается на игре с культурой, которая предопределяет пародирование, ироническое толкование традиционных сюжетов и образов, реминисцентного, аллюзивного, цитатного воспроизведения многоголосия мировой культуры. По мнению исследователей, и. Бродский - поэт со сложным культурным грузом, он свободно оперирует литературными моделями и архетипами человеческого поведения. Сложность и разнообразие компонентов стиля Бродского определенной мерой ориентированы на барочную литературную традицию. Иосифа Бродского нередко называют «барочным поэтом» (В. Полухина, Л.

Лифшиц и др. ). Соотношение поэтики Бродского с этим литературным направлением исследовали такие отечественные и зарубежные литературоведы, как М. Крепс, Д. Бетеа, В. иванов, и. Шаитанов, О.

Николенко, и. Заярна и др. Тем не менее, проблема «Бродский и барокко» не сводится к сумме отдельных стилевых приемов, она намного более широкая, более сложная и еще надлежащим образом не освещенная в литературоведении. Трудности в решении этого вопроса обусловлены, прежде всего, неоднородностью самого барокко и, как следствие, влиянием разных областей барокко на лирику Бродского.

С одной стороны, Бродскому была чрезвычайно близка художественная система европейского барокко, в частности английская метафизическая поэзия (Дж. Донн и др. ). А с другой, - поэт развивает сугубо русскую линию барокко, и в этом лирика Бродского имеет свои особенности. Попробуем определить доминанты барокко - как общеевропейского, так и русского, что нашли воплощение в поэзии Бродского и стали источниками для построения его художественной системы. Картина мира в искусстве барокко отличается сложностью и противоречивостью. Литература барокко открыла беспредельность мира, его способность к постоянному движению, изменению и восстановлению форм.

Перед писателями эпохи барокко мир возникает широким и до конца не познанным. Бродский не ограничивается только отображением реальной действительности, он воплощает собственное видение. Пространственно-временной хронотоп лирики художника выходит далеко за границы реального мира. Пространство поэзии Бродского - космическое, безграничное. Примером всеобъемлемости поэтического зрения художника является стих «Большая элегия Джону Донну». Мотив «и выше Бога» этого стиха раскрывает беспредельность иерархических представлений о мире. Литературовед Яков Гордин, анализируя, отмечает, что этот мотив не является богоборчеством, а «осознанием мира как безграничной вертикальной иерархии».

Один из мотивов его ранних стихов - это обида на несправедливость мира и попытка увидеть в смерти справедливое и примирительное. Мир изображается художниками барокко в момент наибольшего напряжения, и человек как неотъемлемая часть мирового бытия - участник в решении его конфликтов, берет на себя все бремя трагизма мира. Ведущие мотивы барокко, такие как смерть, быстротечность жизни, неизбежность физического старения, философское понимание человеческой жизни как странствия, являются доминантными в стиле Иосифа Бродского. Трагизм человеческого существования у Бродского ощущается и в дисгармонии бытия в целом. Мировоззренческой доминантой эпохи барокко и постмодернизма является трагизм мировоззрения.

Художественный мир в поэзии Бродского не статический, он постоянно движется, он живой, невероятно непостоянный, очень часто хаотичный. Динамические описания являются одной из определяющих черт поэзии Бродского. Его пейзажи словно оживают под пером поэта. Д.

Наливайко называет динамизм характерной особенностью барокко и делает ударение на том, что динамизм в литературе барокко проявляется по-разному: это тематический динамизм (изображение реальности, которая движется, а также разных метаморфоз в жизни героев), сюжетный динамизм (напряженное действие, неожиданные сюжетные повороты, мотивы всевластной судьбы, которая играет с людьми, и т. д.), психологический динамизм (изображение изменения эмоционального состояния героев, изменение их внутреннего состояния и т. п. ). В поэзии Бродского находим все виды динамизма, которые дают возможность писателю воссоздать всю сложность исторического и духовного состояния современной ему эпохи. Уходишь осенью обратно, Шумит река вослед, вослед, Мерцанье желтое парадных И в них шаги минувших лет. Наверх по лестнице непрочной, Звонок и после тишина, Войди в квартиру, этой ночью Увидишь реку из окна.

Поймешь, быть может, на мгновенье, Густую штору теребя, Во тьме великое стремленье Нести куда-нибудь себя. На фоне безграничной художественной пространственной палитры лирический герой возникает отшельником, изгнанником, странствующим философом. В хаосе земного существования герой-путешественник Бродского находится в постоянном поиске высшего идеального начала.

Традиционный мотив странствований акцентирует потребность в поиске веры, истины, проповеди христианских ценностей. Развитие этого мотива в ХХ ст.

свидетельствует о духовном обновлении современного художественного сознания и вместе с тем подтверждает неразрывную генетическую связь культурных эпох. Странничество – один из концептов барокко.

В литературе и театре это распространенная метафора, в которой жизнь человека представлена в виде странствований, перемещений от рождения до смерти, от греховного сознания к праведному, наиболее часто это плавание в бушующем море жизни. Образцом такого стиха-странствования у И. Бродского является стихотворение «Пилигримы». Мотив путешествия, жизненных блужданий в поиске высшего начала трансформируется в мотив иллюзорности земного счастья: И, значит, не будет толка Вот веры в себя да в Бога. …И, значит, остались только Иллюзия и дорога. Поэтическим выражением идеи перевоплощения мира в поисках идеального является метафора в качестве примера внутреннего единства неоднородных начал.

Благосклонность к метафоризации – одна из характерных особенностей художественного мышления барокко с его мотивом суетности, бренности, бесполезности всего живого. По образному определению Б. Пастернака, метафоризм вообще – естественное следствие недолговечности человека и надолго задуманной огромности его задач. В метафоре эпохи барокко усматривали модель мира и эффективное средство познания его. Точками сечения метафорических полей лирики Бродского являются отдельные концепты слово, язык, книга, время, пространство и др.

Среди них отдельным организующим стрежнем является концепт вещь, который толкуется Бродским как средство единства разноцветного мира. Особенностью этой мировоззренческой концепции художника являются сравнения всех вещей относительно их значимости в жизни. Больше того, вещь в поэзии Бродского выступает мерилом времени и составной частью пространства. Все умолкнет вокруг. Только черный буксир закричит Посредине реки, Исступленно борясь с темнотой, И летящая ночь Эту бедную жизнь обручит С красотой твоей И с посмертной моей правотой. Стилевая доминанта поэзии Бродского - метафоричность, доказанная до своеобразной метафоры в метафоре.

Трагическое в лирике начала ХХ ст. объединенное с иронией, которая служит инструментом обострения поэтической мысли. Ирония дает особую волю автору и лирическому герою, которые средством иронии одерживают моральную победу над абсурдной действительностью.

Понимание иронии как жизненной позиции является ироническим мироощущением, определяющим для художников русского постмодернизма. Отходят поезда от городов, Приходит моментальное забвенье, Десятилетья искренних трудов, Но вечного, увы, неоткровенья. Универсализм как одна из характерных особенностей барокко присуща лирике Бродского. Универсализм поэтического мышления художника раскрывается не только в постановке глобальных вопросов, которые возникают перед поэтом (жизнь – смерть, любовь – страдание, отчизна – чужбина, Бог – дьявол), а и в особенностях раскрытия характера лирического героя. «Лирический герои» говорит не только от себя о своих определенных личных чувствах, а от каждого отдельного человека и человечества вообще.

Особое единство мировоззренческой и философской концепции эпохи барокко и поэзии И. Бродского является отношение к слову, своеобразный логоцентризм. Мир изображается как текст. Примеры сближения формальных принципов барокко и постмодернизма - примеры материализации языковых и грамматических единиц. Человек как «часть речи»: Меня окружают молчаливые глаголы, Похожие на чужие головы, Глаголы, Голодные глаголы, голые глаголы, Главные глаголы, глухие глаголы. Глаголы без существительных. Глаголы - просто.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать