x x
menu

Родственно-бытовые песни. Свети, свети, месяц ясный, «лугом иду, коня веду»

Цель:   углубить знание об особенностях родственно-бытовых песен, проанализировать тексты программных произведений, определить их мотивы, тематику, художественно-поэтические средства; развивать культуру связной речи, память, внимание, наблюдательность, умение выразительно читать и исполнять песни, высказывать суждение об их содержании; воспитывать уважение к семье как ячейки общества, давнего культурного наследства своего народа.

Тип урока:     комбинированный.

Оборудование: мина-выставка «Фольклор славянских народов»; тексты программных песен, их грамзапись; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

ХОД УРОКА

I.          Организационный момент

II.        Проверка домашней задачи

Проведение мины-конкурса народного творчества «Наилучший исполнитель». Ученики выполняют в музыкальном сопровождении народные песни, которые выучили дома.

Подведение итогов, выявление наилучших исполнителей.

III.       Актуализация опорных знаний

1. Литературно-музыкальная викторина «Познай песню»

Ученики, внимательно слушая отрывки песен, должны определить их название:

  • Чтобы те травы посохли, что так рано цвели, Чтобы те люди счастья не имели, что нас развели. («Свети, свети, месяц ясный, да и на мой перелаз»)
  • Нет же того казак, что я полюбила! Ой нет казак - поехал на Десну... («В конце плотины шумят вербы, что я посадила»)
  • Ой как впускала, / Тот целовала. / Как выпускала, / Тяжело вздыхала. («Солнце низенько»)
  • Не сокрушайся, девчоночка, рута зелененькая: / Этот покинул, второй будет, второй будет лучший. («Лугом иду, коня веду, развивайся, луг»)
  • Ой не хочет твоя иметь / Меня, бедную знать, / Хочет себе богатую / Невестку искать! («За огородом качки плывут»)
  • «Пусть едет, пусть едет, / Пусть не возвратится, / Не даст ему Господь счастье, / Куда возвратит. («Цветет терн, цветет терн»)
  • Ой глаза, глаза, глаза девичьи, / Темные, как ночка, ясные, как день, / Вы же мне, глаза, возраст укоротили, / Где же вы научились сводит людей? («Луна на небе, звездочки сияют»)
  • Убогие девки замуж идут / С черными бровями, / А богатые девки сидят / С конями и волами. («За огородом качки плывут»)
  • Ой когда бы я, казак, была богатая, / Наплевала бы я на тебя и на твоего батенька. («Лугом иду, коня веду, развивайся, луг»)
  • Глаза мои, глаза мои, / Что вы наделали, / Что все люди обминали, / А вы полюбили? («Цветет терн, цветет терн»)
  • «Песня и мыла, песня и дорогая - / Все о любви, всем о любви, / Как мы любились да и разошлись, / Теперь сошлись навеки вновь. («Луна на небе, звездочки сияют»)
  • Ты же обещала / Меня любить, / Ни с кем не знаться / Для меня жить. («Солнце низенько»)

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Мина-дискуссия «От чего зависит счастье в семье»

IV.       Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности

V.        Основное содержание урока

В песне то лишь живое, что жизнь дала...

И. Франко

Песня - душа моя, она и сердце увеселяет,

и сожаления наносит, и к мести зовет

Т. Шевченко

1.         Вступительное слово учителя

Среди всех видов украинского фольклора важнейшее и  почётное место принадлежит песенному творчеству.

Народные песни имеют замечательную способность пленить человеческие сердца, поднимать расположение духа, окрылять, надышать в работе, сдерживать душевные боли, множить силы в борьбе. К песне обращаются в разнообразнейших жизненных ситуациях. В ней во всякое время можно услышать родной сердцу голос Родины, уловить отголосок своих интимных чувств и затаенных мыслей, золотой луч надежды, слово мудрого совета и тихой ласки. Поэтому и любим свою песенность, гордимся ею перед миром.

«Народное творчество - это тот грунт, на котором вырастают и литература, и музыка, и изобразительное искусство, без которого они бы засохли»,- отмечал Г. Рыльский в своей статье «Красота и величие народного творчества».

2.         Обработка идейно-художественного содержания

программных социально-бытовых песен

2.1. «За огородом качки плывут».

2.1.1.   Выразительное чтение произведения или прослушивание ее выполнение в грамзаписи.

2.1.2.   Тема: изображение разной судьбы во время сватанья бедных и богатых девушек.

 2.1.3.  Идея: осуждение социальной неровности, которая является препятствием к счастливой супружеской жизни, возвеличиванию настоящей девичьей красоты.

2.1.4.   Основная мысль:

1)         любовь - чувство, на которое не должны влиять деньги, материальное состояние влюбленных;

2)         Зачем мне на дворе / Волы и коровы, / Как не будет в моем доме / Дорогого разговора!

2.1.5.   Жанр: социальная, родственно-бытовая песня, интимная лирика.

2.1.6.   Композиция.

Экспозиция: Убогие девки замуж идут, / А богатые плачут.

Завязка: чуткая ли ты, девчоночкой, / Как я тебя звал, / Через твое дворишко / Седым конем ехал?.

Кульминация: Зачем мне на дворе / Волы и коровы, / Как не будет в моем доме / Дорогого разговора.

Развязка: Это вдова своей дочурке / Свадьба взыскивает.

2.1.7.   Художественные особенности произведения.

Противопоставление: «Убогие девки замуж идут, / А богатые плачут. / Убогие девки замуж идут, / А богатые девки сидят».

Повторы: «Убогие девки замуж идут», «А богатые...», «Пусть знают...»

Риторический вопрос: «Или чуткая ты, девчоночка?..».

Риторические оклики: «Темная ночка - петровочка - / Выйти боялась!», «Так как я мальчик молоденький / Не предал никого!», «Хочет себе богатую / Невестку искать!», «Как не будет в моем доме / Дорогого разговора!».

Эпитет: «дорогой разговор».

Метафора: «скрипка устраивает».

Обращение: «Или чуткая ты, девчоночка?», «Ой не бойся, девчоночка...».

2.1.8.   Обсуждение содержания песни. Беседа за вопросами:

  • О чем свидетельствует разная будущая судьба убогих и богатых девушек?
  • С какой целью в песне, описывая девушек, использован прием контраста? Приведите пример.
  • Которым вы воображаете мальчика? Чему, на ваш взгляд, он избрал для бракосочетания убогую девушку, а не богатую?
  • Как в песне отмечается о порядочности молодого? (Ой не бойся, девчоночка, / Не бойся ничего, / Так как я мальчик молоденький, / Не предал никого!)
  • Что, на взгляд девушки, было препятствием для бракосочетания? (Ой не хочет твоя иметь / Меня, бедную, знать, / Хочет себе богатую / Невестку искать!)

 •         Которым была свадьба молодых? (Ой где-то гудит, ой где-то играет, / Скрипка устраивает: / Это, вдова своей дочурке / Свадьба взыскивает)

  • Чем объяснить счастливое окончание произведения? Можем ли мы надеяться о дальнейшей красивой супружеской жизни молодых? Ответ мотивируйте.

2.2.      «Свети, свети, месяц ясный, да и на мой перелаз».

2.2.1.   Выполнение песни в музыкальном сопровождении.

2.2.2.   Тема: изображение страданий девушки из-за того, что ее оставил любимый ради другой, высказывание проклятий по поводу этого.

2.2.3.   Идея: осуждение той, которая развела любимых.

2.2.4.   Основная мысль: Чтобы те травы посохли, что так рано цвели, / Чтобы те люди счастья не имели, что нас развели.

2.2.5.   Жанр: родственно-бытовая песня, интимная лирика.

2.2.6.   Рифмование: параллельное.

2.2.7.   Художественные особенности произведения.

Повторы: «Свети, свети...», «приди, приди...», «я так как к тебе», «чтобы те...», «мой миленький».

Обращение: «Свети, свети, месяц ясный», «приди, приди, мой миленький», «я бы с тобой мой миленький».

Контраст: «...сухие дубы цвели - зеленые повяли».

2.2.8.   Обсуждение содержания произведения. Беседа за вопросами:

  • С какой просьбой обратилась девушка к месяцу и любимому? («,Свети, свети, месяц ясный, да и на мой перелаз, / Приди, приди, мой миленький, ко мне хотя раз»)
  • Чем обусловленное то, что мальчик отказался прийти на свидание к девушке? (Я к тебе больше не приду, пусть кто-то другой будет, / Есть у меня вторая девушка, она на меня ждет)
  • При каких условиях, став птицей, героиня прилетела бы в полночь к мальчику и для чего? («Ой когда бы я крыла имела еще и соловья глаза, / Я б с тобой, мой миленький, разговор повела»)
  • Почему девушка стремится стать птицей?
  • Как понимать фразу из произведения: «...любились, как дубы цвели»?
  • Каким образом природа воспринимала любовь, а потом развод молодожена? Чем это обусловлено?
  • О чем свидетельствует окончание произведения? Можно ли его считать проклятием? Осуществится ли оно? Ответ мотивируйте.

2.3.      «Лугом иду, коня веду, развивайся, луг».

2.3.1.   Выразительное чтение песни.

2.3.2.   Тема: рассказ о капризном казаке, который за велением родителей хотел избрать для бракосочетания исключительно богатую девушку.

 2.3.3.  Идея: осуждение тех, кто в человеке ценит не внешнюю и внутреннюю красоту, а богатство; высмеивание прихотливости, жажды к обогащению, жадности.

2.3.4.   Основная мысль: Не сокрушайся, девчоночка, рута зелененькая, / Этот покинул, второй будет - еще же ты молоденькая!

2.3.5.   Жанр: родственно-бытовая песня, интимная лирика.

2.3.6.   Рифмование: параллельное.

2.3.7.   Композиция.

Песня - это диалог между бедной девушкой и требовательным казаком.

Экспозиция: Сватай меня, казак, люблю тебя очень.

Завязка: Ой когда бы ты, девчоночка, немножко богатая.

Кульминация: «Не сокрушайся, девчоночка, рута зелененькая... / Этот покинул, второй будет лучший».

Развязка: «Молодая девчоночка и уже и замуж пошла... / Старый казак, как собака, и до сих пор не женился».

2.3.8.   Художественные особенности.

Обращение: «...развивайся, луг», «Сватай меня, казачье», «Ой когда бы ты, девчоночка...», «Ой когда бы я, казак», «Пусть же ты, казачек», «Пусть же ты, девчоночка», «Не сокрушайся, девчоночка».

Повторы: «Ой когда б...», «Этот покинул, второй будет...», «Старый казак, как собака».

Метафора: «Слава не пропала».

Эпитет: «битая дороженька».

Сравнение: «Старый казак, как собака».

Уменьшительно - ласкательные слова: «казачек», «девчоночка», «богатая», «зелененькая», «молоденькая», «дорожечки».

2.3.9.   Обсуждение содержания песни. Беседа за вопросами:

  • Почему девушка первой проявила инициативу ухаживать к казаку?
  • Что по мнению казака, было основным требованием для его бракосочетания? («Ой когда бы ты, девчоночка, немножко богатая»)
  • Которой была реакция молодой на речь казака относительно бракосочетания? («Ой когда бы я, казачек, была богатая, / Наплевала бы я на тебя и на твоего батенька»)
  • Чем мальчик не нравился девушке? («То я бы тебя, ленивого, и за продовольствие не захотела»)
  • Какую судьбу прорицали герои песни одно одному? («Пусть же ты, девчоночка, тогда замуж пошла, / Как край битой дороги рута-мята сошла. Пусть же ты, казачку, тогда оженился, / Как в мельнице на камне куколь уродился»)

 Кому из героев произведения предоставляется преимущество? Чем это обусловлено? Что об этом указано в песне? («Не сокрушайся, девчоночка, рута зелененькая, / Этот покинул, второй будет,- еще же ты молоденькая! / Этот покинул - второй будет, второй будет лучший, / А этот будет в болоте над чертями старший») Как сложилась дальнейшая судьба молодых? («Молодая девчоночка и уже и замуж пошла. / Старый казак, как собака, и до сих пор не женился»)

Почему казак, который своевременно не вступил в брак, сравнивается с собакой?

Кто из героев произведения вам импонирует? Чем именно? Предоставьте развернутый ответ. Чему учит вас эта песня?

VI.       Дополнительный материал.

Народные пословицы о парнях и девушках

У нас такое поведение: где парень, там и девка.

Плохой на красу, и красивый на характер.

Еще молоко на губах не обсохло, а он жениться задумал!

Тогда он будет жениться, когда быки начнут телиться!

У девушки столько ласки, как на тихом пруду ряски.

Воробей - молодец, а ласточка лучшая.

Пой дочурку, дома, так как в людях наплачешься.

Девка, как верба: ее не поливают, а она растет.

ЕСТЬ у нее волы и коровы, и нет с ней дорогого разговора!

Рукавом слезы вытирает, а глазами на парубков посматривает.

Как к работе - ребенок, как замуж - девка.

Вылилась вода, как девичья ласка.

VII.      Закрепление изученного материала

1. Проведение тестового опрашивания

«За огородом качки плывут»

1.         Замуж, по смыслу песни, идут девки:

а) богатые; б) бедные; в) те, которые имеют высшее образование; г) что умеют вести хозяйство.

2.         Что на приданное имеют богатые девки?

а) Множество тканого полотна; б) большую сумму денег; в) коней и предпочитал; г) полный двор качек.

3.         Почему девчоночка не вышла на свидание к мальчику? Так как она:

а) уже была помолвлена с другим; б) не любила его;

в)         слушалась своих родителей, которые ей запрещали это сделать;

г)         боялась ночку-петровочку.

 4. Что было препятствием для бракосочетания молодожена? а) Крепостничество; б) социальное положение девушки;

в)         недоразумение с соперницами молодой;

г)         запрет родителей любимой.

«Свети, свети, месяц ясный, да и на мой перелаз»

1.         С какой просьбой девушка обратилась к мальчику? Чтобы он:

а) не оставлял ее; б) пришел к ней; в) поцеловал и успокоил любимую; г) забыл другую.

2.         При каких условиях любящая героиня прилетела среди в полночь к

своего возлюбленного? Если бы:

а) крыла имела; б) ветром стала; в) была волшебницей; г) он ей разрешил это сделать.

3.         Девушка хотела иметь глаза: а) другой любимой; б) соловья; в) своего возлюбленного; г) добрые и искренние.

4.         Цвет дерева, который символизировал любовь тех, что развелись: а) дуба; б) липы; в) каштана; г) березы.

«Лугом иду, коня веду, развивайся, луже»

1.         Просьба, с которым обратилась девушка к казаку: а) «Проведи меня к бору»;  б) «Подари изумрудное ожерелье»; в) «Сватай меня»; г) «Пригласи меня на праздник».

2.         Отрицательная черта казака, за которую упрекает ему девушка: а) облыжность; б) льстивость; в) прожорливость; г) лень.

3.         Казак вступил в брак на девушке, если бы она: а) умелая хорошо петь и танцевать; б) играть на скрипке; в) вышивать крестиком; г) была богатой.

4.         Растение, которое сошло край битой дороженьки после того, как девушка замуж пошла:

а) ковыль; б) ромашка; в) рута-мята; г) барвинок. Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Работа на карточках Карточка № 1

1.         С чем, на ваш взгляд, связано то, что «миленький» стал любить другую девушку («Свети, свети, месяц ясный, да и на мой перелаз»)? Приведите убедительные аргументы из жизни.

2.         Доведите, что в народе более всего ценится не богатство молодой, а ее краса, красота, привлекательность, трудолюбие («За огородом качки плывут»). Отвечая, ссылайтесь на факты из жизни, содержания произведения.

3.         Неженатый старый казак («Лугом иду, коня веду, развивайся, луг») по улицам ходил, будто: а) раненная птица; б) собака; в) повод; г) затравленный.

 Карточка № 2

1.         Выскажите свое допущение относительно того, как сложилась дальнейшая судьба героев народной песни «Лугом иду, коня веду, развивайся, луг». Собственную мысль мотивируйте.

2.         Как вы считаете, кто должен решать дальнейшую судьбу молодожена: они сами или их родители («За огородом качки плывут»)? Ответ обоснуйте.

3.         Какое проклятие высказала преданная любимым девушка? Чтобы посохли те: а) цветы; б) дерева; в) реки; г) травы.

Карточка № 3

1.         На примере одной из песен доведите, что она является произведением народным и принадлежит к родственно-бытовому циклу. Свои соображения обобщите.

2.         Как вы считаете, чему молодой казак («Лугом иду, коня веду, развивайся, луг») так и не вступил в брак, будучи уже старым? Ответ обоснуйте.

3.         Наиболее громкий музыкальный инструмент, игру на котором можно было услышать на свадьбе: а) гитара; б) арфа; в) флейта; г) скрипка.

VIII.    Итог урока

IX.       Объявление результатов учебной деятельности

X.        Домашняя задача

Выучить еще две песни (на выбор) наизусть, подобрать интересный материал о свадебных обрядах.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать