x x
menu

Родственно-бытовые песни. «Луна на небе, звездочки сияют», «цветет терн, цветет терн», «в конце плотины шумят вербы»

Цель:   исследовать процесс возникновения фольклора, ознакомить школьников с родственно-бытовыми песнями, особенностями их составления и проанализировать программные произведения; развивать культуру связной речи, память, внимание, умение грамотно высказывать собственные мысли, приводя убедительные аргументы, примеры из жизни; воспитывать чувство уважения к давнему культурному наследству своего народа, прививать интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока:     усвоение новых знаний и формирование умений.

Оборудование: библиотечка с произведениями народных песен, звукозапись их выполнения (музыка Г. Лысенко), дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

 ХОД УРОКА

I.          Организационный момент

II.        Актуализация опорных знаний. Беседа за вопросами

  • Что вам известно о песне как жанр народного творчества?
  • Кто были творцами песен, с которой целью они составлялись?
  • В чем заключаются особенности написания песен? Каким образом они распространялись?
  • Как песня связана с жизнью народа? Чему ее считают бездонной душой украинского народа, его славой?
  • Какие песни вы любите ? Кто есть их исполнителями?
  • Кто такие кобзари? Назовите известных вам.
  • Определите народные песни, которые чаще всего выполняются по радио, телевидению? В чем их популярность?

III.       Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности

IV.       Основное содержание урока

В постное, засвети нам наши дни, Перед тобой все мы беспрепятственные, Мы вечные ученики. Мудрости научи, Как мир этот от бед оборонить. В мама - постное, мы навсегда дети, Утешай -Так как наши белые и плачи.

Л. Скирда

Украинские народные песни будут положены

в основу литературы будущего.

Юлеуш Словацкий

1. Вступительное слово учителя

Украинская песня - одно из ценнейших достояний украинского народа. Когда она звучит, сердце не может остаться равнодушным и холодным, так как в ней столько дрожащей искренности, нежности, откровенного доверия.

Наша страна чрезвычайно богатая и щедрая на песни, которые возникли в седую давность. Они отображают характер, обычаи, верование, борьбу за лучшую судьбу, за освобождение от поработителей и захватчиков. В ней воссоздались доброта, искренность, душевность, веселый характер украинцев, их мечты, надежды, ожидание.

Сегодня мы подробно познакомимся с особенностями родственно-бытовых песен, т.е. песен о любви, семейной жизни.

 2. Богатство и разнообразие украинского фольклора

2.1. Фольклор (анг.- народ, - знание, мудрость) - совокупность разных видов и форм массового словесного художественного творчества; устные народные произведения.

Фольклор

Эпос

Драма

Лирика

Сказки, пересказы, легенды, народные басни, анекдоты, улыбки

Игры, игры-песни, обряды, народные пьесы

Малые фольклорные, жанры (загадки, скороговорки, пословица, поговорки), песни

2.2.      Художественные приемы фольклора: обращение, диалог сравнения, эпитеты, слова со  уменьшительно - ласковыми суффиксами, гиперболы, выражение-сравнение.

2.3.      Процесс возникновения фольклора.

Это поэтическое искусство слова совершается за особыми, специфическими законами устной передачи от поколения до поколения. Мы некогда не узнаем, кто был автором первой колядки или свадебной песни, чей острый ум породил точную пословицу, которая мать пропела первую колыбельную, кому принадлежат первые варианты дум...

И песни, и думы со временем то сокращались, то удлинялись, то перерабатывались, то соединялись с другими такими же произведениями. А вследствие этого появляются уже новые фольклорные жемчужины, автором которых можно назвать только народ. Эта коллективность создания в фольклоре оказывается и во внешних формах творчества, и во внутренней его сути, и в процессе создания народных шедевров, и в их выполнении. Многочисленные творцы и исполнители опираются на общий опыт и традицию и вместе с тем вносят в уже известное произведение новые черты и детали. При этом они стараются приспособить раньше известный сюжет, обряды и стиль к конкретным условиям выполнения и конкретного времени. Следует отметить, если творчество нового творца или исполнителя обозначается новизной, то, как правило, это новизна и является развитием традиций.

2.4.      Специфические признаки фольклора:

  • отображение жизни, работы, борьбы трудового народа в разные исторические эпохи;
  • выражение его мировоззрения, морали, интересов, мечтаний, оценки разных общественных и бытовых событий и явлений, поступков людей;
  • социальная значимость произведений;
  • коллективный характер создания;
  • устное хранение и распространения;
  • вариантность текстов;
  • анонимность;
  • сравнительно небольшой объем;
  • идейно-тематическое единство всех фольклорных произведений;
  • простота и ясность стилистики;
  • строгая последовательность композиции;
  • повторяемость;
  • преобладание глагольных рифм. 2.5. Фольклор и литература.

Фольклор       Литература

1.         Устная форма бытования.

2.         Предполагается непосредственный контакт между тем, кто воссоздает текст, и тем, кто этот текст воспринимает.

3.         Коллективный автор, который обуславливает вариативность устного народного творчества традиционной поэтики.

4.         Историческая основа всей мировой художественной культуры.

5.         Источник национальных художественных традиций    

1.         Письменная форма существования.

2.         Непосредственный контакт между автором и читателем отсутствующий (контакт опосредствован через произведение).

3.         Автор - конкретное лицо с присущей ему творческой манерой.

4.         Возникает на грунте мифологии и устного народного творчества.

5.         Формирует мировоззрение, обогащает духовно

3. Особенности родственно-бытовых песен

3.1. Виды родственно-бытовых песен.

Родственно-бытовая лирика

Песни о любви

Шутливые песни

Песни о родственной жизни

3.2. Идейно-тематическое содержание родственно-бытового цикла песен (общая характеристика).

Они охватывали важнейшие события и явления из родственной жизни крестьян, с исключительной полнотой отображали их психологию, взгляды, мораль. В них нет четко выраженных «трудовых сюжетов», рассказов о трудной работе, но изображение событий ведется на фоне трудовой жизни, которая предоставляет им жизненной правдивости.

Наибольшую часть украинских бытовых песен представляют песни о любви, в которых воспроизведена многогранность человеческой жизни, раскрыт мир человеческих переживаний.

Песни о любви отразили высокие моральные качества трудовой молодежи. Искренность, доверие, взаимоуважение, радость любви, горечь вынужденной разлуки, тоска по любимой, измена - вот основные мотивы, которые пронимают эти песни.

Главными персонажами песен о любви есть мальчик и девушка, а характер отношений между ними, их чувства и переживания определили содержание произведений. От лица этих героев и составлялись песни.

Наиполнейшие и найпоэтичнешее в песнях изображена девушка, ее счастливая и несчастливая любовь. Образ ее возникает из поэтически нежных характеристик: она «красная», «сердечко», «верная», «чернобровая», у нее «брови как шнурочек», «личико, как яблочко». Аналогично обрисовано и ребят.

Верность в любви была высочайшим идеалом в отношениях молодежи, мерилом добродетелей, которые народ ставил выше за золото и серебро, выше от богатства.

Характерной особенностью песен о любви есть их драматизм. Он чаще всего определялся общественными условиями - препятствием взять брак через имущественную неровность. Зажиточные родители не разрешали своей дочери идти за убогого, сын богатеев не мог вступить в брак с бедной.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать