x x
menu

Реалистические тенденции в творчестве Пушкина, Лермонтова

ХIХ столетие, еще в самом его начале, русской поэт Е. Баратынский пророчески назвал «железным», а тем, кому довелось тогда жить, предрекал «промышленные хлопоты». В историю человечества XIХ столетие вошло как время бушующих изменений и в духовной, и в материальной культуре. Но «промышленные хлопоты», технические перевороты в областях производства не уменьшили потребность человека в духовной культуре. Наоборот, именно в XIХ столетии в искусстве культуре начался процесс, который мы называем уже обычным словом «демократизация».

Литература XIХ столетия ярчайше раскрывает сущность тех изменений, которые происходили в мире.

Прежде всего, это проявилось в ускоренном развитии новых направлений в искусстве. Если в предыдущие эпохи определенные направления и стили властвовали веками, то в XIХ столетии срок этот сокращается до нескольких десятилетий, а иногда и лет. Начиналось столетие становлением, развитием и расцветом романтизма, но уже в 30-е годы реализм сыграет все более важную роль.

Романтизм - направление в искусстве, который начал формироваться в общелитературное течение на границе XVIII-XIХ ст. в Германии и Англии. Высочайшего расцвета романтизм достиг в первой трети XIХ ст., охватив все страны Европы и Америки.

Романтики доказывали, что чувство, воображение, фантазия не менее важны для человека, чем ум и здравый смысл, который обожествляли просветители.

Именно эти черты делают человека духовно самобытным, и романтикам принадлежит открытие неповторимости каждой человеческой личности, его духовного мира.

Художник-Романтик не ставил себе целью точно воссоздать действительность. Для него важнее было высказывать свое отношение к реальности, создание своего, выдуманного образа мира, часто по принципу контраста с окружающей жизнью, чтобы донести к читателю и свой идеал, и свою неприязнь к миру, с которым он не может примириться.

Романтизм противопоставил идеал действительности. В творчестве Гофмана возникает особый художественный мир, созданный могущественной фантазией автора. Противостояние романтического и будничного, иллюзорного и реального - вот главные черты этого мира.

Особенностью реализма как литературного направления являются социальный анализ, художественное осмысление взаимодействий между личностью и обществом, стремление художественно отобразить закономерности общественного развития. Поэтому для реализма характерным является:

1)         изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах;

2)         показ жизни в развитии и противоречиях, которые имеют прежде всего общественный характер;

3)         стремление раскрыть сущность явлений действительности без ограничения тем и сюжетов;

4)         поиск морального идеала, воспитательное значение.

Реализм питался верой в возможность гармонии между идеалом и действительностью. Появление реализма в первую очередь означало изменения в мировосприятии писателей: отказ от «эстетично двойного мира» и начало тщательного изучения действительности. Учение это опиралось на те законы, те закономерности, которые предлагала современная писателям наука. Не случайно на ранних этапах развития реализма в литературах разных стран появляется так называемый «физиологический очерк». Само название этого жанра, обращенного к бытовым деталям ежедневной жизни разнообразнейшее, чаще всего бедных слоев, свидетельствовало о том, что новое художественное видение окружающей действительности было связано с развитием естественных наук.

Творчество А. Пушкина, М. Лермонтова наглядно показывает, как романтические тенденции изменяются на реалистические. Роман Пушкина «Евгений Онегин» стал своеобразной энциклопедией русской действительности, ведь поэт смог показать не только «героя своего времени», а дать панорамные картины русской действительности.

Вывод. В первой трети XIХ ст. активно развивался романтизм. Но уже в его недрах начал формироваться новый реалистический метод изображения действительности. Их взаимодействие и определило особенности литературы первой трети XIХ ст.

Опорные понятия: ускорение развития, изменения художественных направлений, романтизм, романтический двойной мир, исследование действительности, реализм.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать