Развитие речи. Концовка и её назначение в тексте. Виды концовок

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

2. редактирование текста (работа в парах) Прочитайте. Какая часть текста перегружена излишней информацией, а в какой она изложена слишком коротко?

Отредактируйте текст и запишите. ЛУЧШИЙ ОТДЫХ — В ДЕРЕВНЕ Мне нравится проводить летние каникулы у бабушки. Я с удовольствием отправляюсь к ней в деревню. мне нравится её большой дом, который находится недалеко от реки. Добираюсь я до бабушкиной деревни на электричке и на автобусе.

И вот бабушкин дом. Каждое утро я просыпаюсь очень рано и после завтрака бегу с ребятами на речку.

Там мы купаемся, загораем. Нет лучшего отдыха, чем отдых в деревне! V. Рефлексия. Подведение итогов урока Фронтальная проверка практической работы по конструированию текстов из заданных элементов (представители обоих вариантов читают концовки своих работ, аргументируют их, остальные учащиеся дополняют, корректируют, оценивают ответы). VI. Домашнее задание
Из художественного произведения, изучаемого на уроках литературы, выписать отрывок (8-10 предложений), представляющий собой текст.

Выделить зачин, концовку, выяснить их назначение в тексте, определить тему, основную мысль текста. ПоВторение и систеМАтизАция изУченного В 5–9 кЛАссАх (10 чАсоВ) ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ.

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ Обобщить и систематизировать основные теоретические сведения по теме; повторить правила орфографии, связанные с фонетическим принципом написания; совершенствовать правописные умения и навыки. Оборудование: запись на доске, обобщающие таблицы. тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока
I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний
Беседа повторительно-обобщающего характера • Что изучает фонетика? • На какие две группы делятся звуки речи? • В чём отличие в образовании гласных и согласных звуков?

• Чем отличаются гласные звуки от согласных? • Сколько в русском языке гласных звуков и гласных букв? • Назовите гласные звуки и гласные буквы. • Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук? Приведите примеры.

В каких случаях эти же буквы обозначают по два звука? Приведите примеры. • Сколько в русском языке согласных звуков и согласных букв? • На какие группы делятся согласные звуки? По ходу беседы один из учащихся заполняет на доске таблицу, остальные учащиеся — в тетрадях.

III. Постановка целей и задач урока
. Мотивация учебной деятельности Сейчас между нами произойдет самая обыденная и самая непонятная вещь. мы начнем разговаривать. Он с помощью звуков разной высоты и силы будет выражать в условной форме свои мысли, а я буду воспринимать эти звуковые колебания и разгадывать их условное значение, и его мысли станут моими мыслями. О! как непонятны для нас, как таинственны, как странны самые простые жизненные явления (А. Куприн).

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся 1. повторение правил правописания, связанных с разделом «Фонетика» Используются обобщающие таблицы. а) Правописание гласных в корнях слов Безударные гласные непроверяемые чередующиеся проверяемые Проверяются ударением -зор зар- -гор гар- Проверяются Суффиксом -а- -бцр-(а) бер- Мир-(а) мер- -кас-(а) кос- И др. Проверяются Согласной корня Рост— - ращ— - рос- (исключение: Росток, отрасль) -лаг лож- Ударные и безударные гласные после шипящих и ц 1. Буквы ё — о после шипящих: жёлудь; крыжовник; шоссе 2.

Буквы а, у, и после шипящих: участники, чудовище, животное, брошюра 3. Буквы и — ы после ц: цифры, цыган Беседа Назовите три вида орфограмм, относящихся к написанию безударной гласной в корне. Приведите примеры на каждую орфограмму. Одному или разным правилам они подчиняются? Как определяются непроверяемые безударные гласные в корне? Какому правилу подчиняется написание проверяемых гласных в корне?

Как проверяются чередующиеся гласные в корне? Назовите три группы корней с чередующимися гласными, различные по способу проверки. Сформулируйте правила правописания ударных и безударных гласных после шипящих и ц. Объясните примеры, данные в таблице. Б) Правописание согласных в корне слова Проверяемые глухие и звонкие согласные просьба — просить ползти — ползу труд — труды Проверяемые непроизносимые согласные поздний — опоздать но: ужасный — ужас Непроверяемые согласные футбол Чувствовать Коммуна Почему глухие и звонкие согласные в корне часто являются орфограммами?

В каких случаях это бывает? Приведите примеры. Что называется непроизносимой согласной?

Почему возникает эта орфографическая трудность? Приведите примеры. 3. повторение обозначения мягкости согласных на письме А) Беседа Что значит твердость и мягкость согласных? Как обозначаются мягкие согласные на письме? Когда мягкость согласных не обозначается специальными буквами?

Почему в сочетании букв чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ не пишется мягкий знак? Б) Фонетико-орфографический комментарий Найдите в стихотворении О. Высотской «мягкий знак» фонети Ческие неточности (текст записан на доске). Он очень вежлив, мягкий знак! Не любит споров он и драк: Он всем старается помочь! Он в слове «мать» и в слове «дочь», Он в тихом лунном слове «ночь».

Чтоб никого не огорчить, Он все старается смягчить: Отрежь — отрежьте! Поешь — поешьте! Исправь — исправьте! Оставь — оставьте! — Так мягко просит мягкий знак, Что отказать нельзя никак. • Выпишите слова с мягким знаком в такой последовательности: 1) обозначение мягкости согласных: мать, огорчить и т.

д.; 2) обозначение грамматических форм слов: помочь, дочь, ночь, отрежь и т. д. • О какой роли мягкого знака вы еще знаете? (ь разделительный) Запишите примеры.

• В чем сходство и в чем различия в употреблении разделительных ъ и ь? Докажите на примерах. 4. практическая работа А) Спишите словосочетания, распределив их по четырём груп Пам в зависимости от вида корня с чередующейся гласной В корне. Прит..жательное прил..

гательное, пров..сти к..сательную, (не)лепое предп..

л.. жение, разг..ревше..

ся пламя, возл..гать надежды, выб.. рать пр..зидиум, пр..кл..няться перед авт..

ритетом, бл.. стательное дост..жение, пор..

внят(?)ся с к..ло(н, нн)ой, сопр.. к..сновение проводов, (тёмно)зелёные водор..сли, ср.. щение костей, беспр..

дельная р..внина, полыха..т з..

рница, пов..лительное накл..нение, (не)принуждё(н, нн)о покл.. нит(?)ся, (чисто)кров-ный ск..

кун, (не)пром..каем.. (плащ)пальто, расст..ла.. щаяся пустыня, зар..сли бур(? )яна, ра(с, сс)ч..

тать к..нструкцию.

Б) Продолжите запись, приводя по два-три своих примера. 1) Существительные 3-го склонения: мышь, чушь, … . 2) Глаголы: беречь — беречь(ся); режь — режьте, …; несёшь — несёшься, …

. 3) Наречия: прочь, … . 4) Частицы: ишь, … . Глядя на запись, письменно ответьте, в словах каких частей речи употребляется ь после шипящих в конце слов. Приведите примеры.

Примечание для учителя Исключения среди наречий — уж, замуж, невтерпёж — оговорите. 5. самостоятельная работа с упражнениями учебника (по выбору учителя) V. Рефлексия. Подведение итогов урока Обращение к записи на доске. Расскажите о правописании гласных в корнях слов, пользуясь таблицей и дополняя её своими примерами. Орфограммы Примеры 1) Проверяемые безударные гласные 2) Непроверяемые безударные гласные 3) Корни с чередованием гласных 4) о-ё после шипящих в корнях слов ……. Заполнив таблицу данными словами, расскажите о правилах употребления букв ы — и после ц. Пишется и в корнях слов в словах на - ция Пишется ы в окончаниях В словах-исключениях Демонстрац..я, революц..я, ц..тата, ц..фры, страниц(ы, и), акац..я, отличниц(ы, и), ц..ркуль, сестриц.. , репетиц..я, ц..рк, ц..ганский, ц..плёнок. VI. Домашнее задание
1. Повторить теоретический материал по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector