x x
menu

Развертывание действия конфликтов в реалистических произведениях

Романтизм с его лирической струей отдает предпочтение поэзии, реализм, обращается к прозе, особенно к роману, что, по определению Гегеля, является «эпосом буржуазного общества». Наконец, язык романтизма является поэтическим, он  наполнялся из фольклорных источников, язык реализма - приближается к разговорному, бытовому, использует диалектизмы и жаргонизмы, упрощает синтаксис. Однако в творчестве выдающихся реалистов эти два больших направления часто не исключают друг друга, а гармонично сосуществуют. Бальзак использует романтичную фантастику в «Шагреневой коже». Стендаль изображает присущие романтизму исключительные характеры и страсти (новеллы, «Пармский монастырь»).

Новеллы Мериме совмещают действительность с фантастикой («Венера Илльская»), изображают экзотику Юга («Таманго», «Кармен»), наполняются фольклорными мотивами («Локис») и мистикой («Джуман»). Элементы романтизма можно наблюдать также в произведениях Ч. Диккенса и Гайне, Флобера и Ф. Достоевского, Т. Шевченко и Б. Пруса, Ш. де Костера и И. Франко. «Каждый великий реалист - по-своему романтик, - замечает Померанц. - Писатели, которых мы относим к классическому реализму, не отбрасывают, а продолжают романтичные традиции... Классический реализм может рассматриваться как завершение романтизма, как «истинный романтизм». В образной, остроумной форме Померанц говорит о расхождениях реализма и романтизма. По словам исследователя, романтизм тяготеет «скорее к старцу и ребенку, чем к взрослому. Романтизму 8 и одновременно 80 лет, реализму - 40. Романтизм - сказка, которую дедушка рассказывает внученьке, а реализм - серьезная история для серьезных людей. Но взрослым и серьезным людям нельзя прямо сказать правду о Маленьком Принце или планете Смешного Человека (из фантастического рассказа реалиста Достоевского): они засмеют, унизят идею. И вот волшебник-поэт притворяется, что он... серьезный деловой человек. Эта игра волшебника у профессора социологии и называется реализмом». С другой стороны, реализм противостоит натурализму из его фактографизмом и «объективным» копированием действительности. Писатели-реалисты пытаются не просто «сфотографировать» явление, а творчески осмыслить его, дать свою оценку. Реализм идет дальше простой фиксации фактов.

 Реалистичная литература, по словам И. Франко, не только «собирает и описывает факты ежедневной жизни», но и «заодно анализирует их и делает из них выводы». Если натуралист, подобно научному работнику, бесстрастно изображает отдельные явления действительности, художник-реалист видит в искусстве и воспитательную функцию. Литература реализма, отмечал Франко, «указывает на недостатки общественного строя там, где не везде может добраться наука (о жизни ежедневной, в развитии психологических страстей и чувств человеческих) и старается будить охоту и силу в читателях к устранению тех недостатков...». Против фотографизма в искусстве выступал и Ф. Достоевский. «Фотографический снимок и отражение в зеркале - далеко не художественное произведение», - отмечает он. От художника требуется не «фотографическая верность» и «механическая точность», - они являются лишь материалом, из которого «потом создается художественное произведение». Истинный художник, считает Достоевский, не может просто отражать, «пассивно, механически». В каждом художественном произведении «видно его самого»: художник «отобразится невольно, даже против своей воли, выскажется со всеми своими взглядами, со своим характером, со степенью своего развития». Реализм пытается быть самым демократическим искусством. Если представители классицизма и многих школ барокко рассматривали творчество как несколько «элитарное» и аристократическое, а свои произведения направляли для «избранных», реалисты, наследуя сентименталистов и романтиков, стремятся завладеть вниманием как можно более широкого читательского круга. «Наши симпатии, надежды, деятельность, - провозглашал Чарльз Диккенс, - обращены к многим, а не к избранным. Нельзя считать высоким то, что лишь поставлено высоко. Низкое не то, которое находится внизу...». И реалистичная литература является действительно наиболее демократической. Художники-реалисты видят свое задание в том, чтобы писать для народа и в то же время учиться у него. Ч. Диккенс, писав в одном из своих писем о долге художника перед народом, отмечает: «...не просто проявлять наши способности в каждой отрасли искусства, но обращаться к большому океану человечества, каплями которого мы есть...». Реализм, многие из представителей которого сами вышли из демократических слоев населения, видит призвание литературы в служении интересам народа.

Автор «Приключений Оливера Твиста» отмечает: «Я верю в то, что литература должна свидетельствовать о своей верности народу, должна горячо защищать прогресс, счастье, благосостояние народа». Такие же задания литературы выдвигал Тарас Шевченко. О самоотверженном служении искусства народу и родине писал он в предисловии к «Кобзарю» (в 1847 г.), издание которого из-за ареста автора не осуществилось. Боль за свой народ, за судьбу Украины пронизывают и поэтические произведения Великого Кобзаря. Муза Шевченко - всегда с народом: «...Восхвалю Малых тех рабов немых! Я на стороже около них Поставлю слово». Одним из основных художественных принципов реализма является правдивость. «Учи неложными устами сказать правду...», - обращается к музе лирический герой Т. Шевченко. Правда для художника-реалиста - это верность воссоздания реальной действительности. Реалист, в отличие от романтика, не украшает действительность и не созерцает за ней сверху. Он стоит не в стороне от нее, а находится вровень с действительностью. «Художественная правда является прямой целью искусства, как правда историческая является целью историка археологии», - отмечал выдающийся романист И. Гончаров.

Представители реалистичного направления пытаются как можно правдивее воспроизвести события и характеры, обстоятельства и детали. В советском литературоведении каноническим было определение реализма, которое сделал Ф. Энгельс: «По моему мнению, реализм предусматривает, кроме правдивости деталей, правдивость в воссоздании типичных характеров в типичных обстоятельствах». В целом мысль подходящая, хотя и не должна претендовать на универсальность. Действительно, и правдивость деталей, и правдивость типичных характеров и обстоятельств являются главными признаками реалистичного искусства, а типизация - его основным принципом. «Художники-реалисты, - отмечал выдающийся немецкий драматург Бертольт Брехт, - отмечают существенное, «земное» типичное в глубоком понимании». Типичность реалистичного образа заключается в том, что писатель, с одной стороны, прибегает к широкому обобщению, а с другой - к изображению конкретного, индивидуального. В. Белинский, который одним из первых теоретиков реализма выдвинул тезис о типах и типичности, замечает, что в типе заключается торжество органического, слияние двух крайностей - общего и особенного. Сущность типа, согласно афористического высказывания Белинского, «изобразить всех в одном». Лев Толстой, который утверждал, что «дело художника, - схватить типичное», советовал: «Нужно наблюдать много однородных людей, чтобы создать один определенный тип». Вообще, следует заметить, что художники-реалисты уделяют наблюдению огромное внимание. Бальзак писал, что «гений наблюдения - это почти весь человеческий гений». Чтобы правдиво и типично отобразить жизнь, необходимо тщательным образом изучать ее. Однако одного наблюдения маловато: оно не создает типичный характер. «Если писать с натуры одно какого-то человека, то это выйдет вовсе не типично - выйдет несколько одиночное, исключительное и неинтересное, - отмечал Лев Толстой. - А нужно как раз взять у кого-то его главное, характерные черты и дополнить характерными чертами других людей, которых наблюдал». Реальность художественного типичного образа возникает только тогда, когда изображаемое явление добывает свое место в общей картине мира. Реалист призван углубляться в суть самого явления, осмысляя его. Бальзак справедливо отмечал: «Чтобы перевести событие из жизни в литературу, писатель должен показать все его корни».

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать