Цель: познакомить с содержанием произведения, показать воспроизведение поэзии украинской истории сквозь призму восприятия австрийца Рильке; усовершенствование навыков текстологического анализа произведения, навыков работы над выразительным чтением; воспитание культуры связной речи, культуры ответа (логичность, последовательность, доказательность, наличие собственной мысли, эмоциональность). Оборудование: портрет Р Г. Рильке.
Ход урока.
I. Итоги работы над повестью Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
Чтение фрагментов лучших произведений.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
1. Короткий рассказ учителя об австрийском поэте Райнере Марии Рильке (1875-1926).
Учитель. Он писал на немецком языке. Дважды приезжал в Россию - «духовную родину», как он ее называл, в совершенстве знал русский язык. Состоял в переписке с известными русскими поэтами Мариной Цветаевой и Борисом Пастернаком.
Считал, что литература, особенно поэзия, а также личность поэта-творца должна сыграть ведущую роль в жизни общества.
Смерть Поэта
Поэт лежал. Его лицо бледное, отчужденное с подушки выпячивалось, когда знание о мире это расставалось с его естеством и возвращалось во время, которое безразлично дальше идет. Те люди, которые живым поэта знали, не ведали, каким единым он с миром был: его лицом становились эти воды, горы, нивы этих долин. О, лик его - это весь безграничный мир, который напрасно льнет к нему ныне, а личина, которая укрыла лик человеку,- она чувствительная и нежная, будто плод, обреченный погибнуть в тлении.
(Р. Г. Рильке, перевод М. Бажана).
Сегодня мы познакомимся с прозаическим произведением Р. Г. Рильке - рассказом «Песня о Правде».
Обратите внимание на написание слова Правда с заглавной буквы. Как вы думаете, Почему автор избрал такую форму?
2. Чтение с остановками (текст добавляется с разделительными примечаниями).
1) С начала рассказа до «Я думаю, никогда нельзя знать, есть ли в рассказе бог, пока он не совсем закончен».
• Что имеет имел в виду, говоря о Боге, автор? (Бог — это та сила, которая влияет на судьбу человека).
2) От «Ведь когда не хватает всего двух слов...» до «Не знаете вы еще чего-то о тех русских певцах?».
• Каких именно певцов имел в виду рассказчик? (Народные певцы — бандуристы, что сохраняют в своих пениях-легендах историю).
3) От «Я колебался» до «...об этих необыкновенных людях».
- Кого названо: «Эти необыкновенные люди»?
- Как вы считаете, почему разговор о Боге постепенно перешел к рассказу о русских певцах?
4) От «Не знаю, чего оно так...» до «И я начал рассказывать».
- Кто такой Эвальд, в чем преимущество его судьбы над другими? (Имеет время сосредоточиться на собственных мыслях).
- Как можно передать мысли, раздумья, чувства? (С помощью рассказа).
- Как вы считаете, какую часть рассказа, если рассматривать его композиционное построение, мы с вами сейчас прочитали? (Введение).
5) От «Это творилось в те времена» до «Народ в степях не знал толком, что творится».
- Какая жизнь была в народе и какое настроение овладело им?
- С чем сравнивает автор эту атмосферу безнадеги? («Ночь становится еще безбрежнее»).
6) От «Однако понять непонятную тревогу...» до «образами наиболее чтимого им святого».
К чему обращались люди в трудные времена? (Бескрайнее небо, могилы в степи — гробницы прошлых поколений, «буйные песни врываются в сердца тем людям», иконы).
С чем сравнивает автор иконы? («Словно верстовые камни бога», «будто опора, будто определенный знак на пути»).
Как можно назвать все это: обращение к небу, к могилам прошлого, к песням, к иконам — одним словом? (Духовность).
7) От «Так и значит, что Петр Якимович...» до «...в плечах и стане».
Какой работой, кроме сапожной, владеет Петр и изменяет ли она его личность? («Спину, согнутую над сапогами, он выпрастывает перед образами...»).
От «большую часть своей жизни...» до «выше всех святых».
По-настоящему ли духовным человеком возникает перед нами Петр? («Лишь на семидесятом году Петр зашел в отношения с теми, которые остались в его судьбе и чье присутствие он только теперь по-настоящему заметил»).
Посчастливилось ли ему с последними детьми? (Сын не может принять его живопись, дочь не продолжит рода).
9) От «Алексей и сам больше никогда не брался за образа» до «не знал зачем».
Что чудного в характере сына Алексея?
Можно ли через эту непохожесть к другим считать его плохим, неудачным? Как мать относится к сыну?
10) От «Как-то теплого, тихого вечера...» до «И тогда все его узнали».
С чего начинаются изменения в обычной жизни семьи Петра? Что в рассказе является предвестником необыкновенного? («к дверям, откуда наискось через стол падала полоса света», «словно ночная птица...»). По вашему мнению, что они прорицают? (Свет и птица — символы высокого).
Какое место занимает этот эпизод в рассказе, если говорить о композиционном построении произведения? (Кульминация, т.е. высший момент напряженности сюжета).
11) От «То был один из слепых кобзарей...» до «Потому запала тишина».
Случайно ли в кульминационный момент рассказа появляется
кобзарь? (В начале было упоминание о «русских спевцах»).
О чем по обыкновению пел этот кобзарь? Какие имена вам показались знакомыми?
3. Беседа с учениками
• Можно ли сказать, что в рассказе речь идет об Украине определенных времен (какрих именно?)? Какие есть ссылки на это в тексте? (Отдельные слова-названия, традиции, обычаи, художественные образы).
Учитель. Применение в тексте произведения названий, указаний, примет, описание обычаев и традиций определенной страны в определенные времена называют национальным колоритом.
III. Подведение итогов урока.
— Что является неотъемлемым от жизни человека, от человеческого общества во все времена?
— Что добавляет людям силы в
трудную минуту?
VI. Домашняя задача.
Подготовить короткий пересказ содержания прочитанного.