x x
menu

Протест Остапа и Соломии против насилия над человеком

Ход урока

І. организационный момент

II. проверка домашней задачи

1.         Обзор-Конкурс рисунков школьников на тему «Аким я воображаю героя (героиню) произведения Г. Коцюбинского "Дорогой ценой"». Определение победителей конкурса.

2.         Составление ориентировочного плана к IV и V частей и эпилога рассказа.

IV        часть. «У цыган»:

1.         Цыганская хата.

2.         Хозяева.

3.         Мольба цыган Соломией.

4.         Остап под опекой старой цыганки.

5.         Быт цыган.

6.         Соломия отправляется на заработки.

7.         Арест цыган и Остапа.

V         часть «Борьба за спасение Остапа»:

1.         Договоренность Соломии с болгарином.

2.         Радость Соломии.

3.         Арест Остапа.

4.         Соломия беспокоится об освобождении Остапа с «конака».

5.         Подготовка к освобождению Остапа силой.

6.         Река.

7.         Поединок со стражей турецкой лодки.

8.         Смерть Соломии и Ивана. Эпилог «Судьба Остапа»:

1.         Грязная волна овечьей отары.

2.         Маленькая хибарка.

3.         Ветер.

4.         Остап - старый дед. 

5.         Рассказа Остапа о своей прошлой жизни.

III. актуализация опорных знаний.

Викторина «познай героя за его высказыванием»

  • «Бегство...Пойду за Дунай, может, еще там люди не пособачились...» (Остап)
  • «Бунтарь...гайдамака! Он мне людей баламутит!» (Господин)
  • «...Убегаем отсюда, так как те холопы забьют нас, как моего дедушки в Умани». (Панночка)
  • «Ну, пусть тебя обороняет и прячет от лихого иметь Божья... Прощай!» (Соломия)
  • «Не так мне страшно ляха, как злость берет на наших людей: воткнул вол шею в ярмо да и безразлично ему, тянет, хотя ты что...»(Остап)
  • «С живого шкуру сдеру, чисто освежую...Я же ему припомню, гайдамаку, Кодню...» (Господин)
  • «За Дунай, в Сечь с тобой...Принимаешь товарища или не принимаешь?» (Соломия)
  • «Пропадай оно все пропадом...Пойду и я мир за глаза... Уже же за тобой, хотя сердечные легче будет...» (Соломия)
  • «Ищи теперь, господин, парня с молодицей...никто не видел, лишь двух парней встречали». (Соломия)
  • «Разве я боюсь смерти? Сохрани Боже!.. Пошли, господи, и завтра. Раз умирать - не дважды. Умер - и край, более не встанешь». (Иван)
  • «Пусть ты, пропадёшь, треклятая страна, с твоими порядками!..» (Остап)
  • «Как живой буду, землю буду пахать, рыболовством буду жить...все же лучше на воле, чем под господином...» (Остап)

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

IV.       Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности

V.        Основное содержание урока

1.         Вступительное слово учителя

Г. Коцюбинский на основе глубокого изучения жизни крепостных начала ХХ ст. с помощью творческого воображения написал захватывающий рассказ «Дорогой ценой». В нем писатель показал протест против крепостничества, который оказался в бегстве крепостных за Дунай в поисках лучшей судьбы. События, имена, мысли и поведение героев и детали их бегства - вымысел писателя. Вместе с тем все события и герое правдивые, типу. Типичность в этом произведении оказывается в реалистическом рисовании жизненных фактов и характеров крепостных первой половины ХІХ ст., которые писатель подал обобщенно. Воплощенные они в индивидуальных человеческих судьбах Соломии и Остапа - привлекательных героев, которые действуют в конкретных исторических обстоятельствах.

Поэтому сегодня на уроке вы охарактеризуете живые образы Остапа и Соломии, раскрывая красоту их души, благородство стремлений к воле, героический характер и т.п..

2.         Характеристика образов главных героев произведения

2.1. Образ Остапа Путешественника.

2.1.1. Ориентировочный план к характеристике героя рассказа. 1. Остап Путешественник - главный герой рассказа «Дорогой ценой».

2.         Портрет и внешность героя

3.         Всестороннее изображение Остапа:

а)         психологический залог;

б)         отношение к жизни;

в)         стремление и ценности;

д) роль деда в воспитании героя, формировании его взглядов; е) любовь к Соломии.

4.         Черты характера героя:

а)         мужество и бунтарство;

б)         ненависть к господ;

в)         искренность и доброта;

г)         решительность и изобретательность;

д)         способность к риску;

е)         терпимость и свободолюбие;

є) нежность и чуткость в отношении к Соломии;

ж)        верность в любви;

з)         трудолюбие, любовь к земле;

и) оптимистичность, жизнелюбие.

5.         Остап - борец за волю, счастливая жизнь порабощенного люда

2.1.2. Материал для характеристики образа героя.

Остап Путешественник - герой рассказа Г. Коцюбинского «Дорогой ценой» - воспитывался на героических традициях предков. Сызмала он заслушивал рассказами столетнего деда, который «ходил в Сечь, а потом резал господ в Умани» (во время Колиивщины). Эти волшебные слова разжигали кровь у мальчика, будили и его воображению картины свободной жизни.

Выросши, Остап увидел, что господа превратили народ в скот, построили свое благосостояние на бедности и горе крепостных. Смелый и свободолюбивый юноша призывает крестьян «выдвинуть шею из господского ярма». За это господин называл его бунтарем, гайдамаком, хвалился с живого шкуру содрать, отдать в рекруты. Герой ненавидит рабские души, его берет злость на тех людей, которые, как волы, покорно тянут ярмо неволи. Он призывает крестьян «Выдвинуть шею из господского ярма».

Остап решил покинуть родной край и втекать на свободные земли по ту сторону Дуная, где когда-то поселились запорожские казаки после разрушения царскими войсками Сечи. Герою был знаком на родной земле «каждый кустик, бугорок, долинка, каждая тропинка - все это было ему знакомое, проговаривало к его». Ему жаль было оставлять старого, хлипкого дедушки, тяжело было разводиться с любимой Соломией, побросать, может, навеки родное село. Но непреодолимое стремление воли побеждало эти чувства.

Герой не пешком убежал из Украины. Недоля выгнала его на чужбину. Именно об этом свидетельствует его расположение духа, когда он оказался за Дунаем, ему «сделалось весело и легко». И хотя и вырвался от господина Остап, но еще много злоключений пришлось ему испытать в поисках воли.

При первой попытке переправиться через Дунай Остапу и Соломии не повезло: они едва не попали в руки сторожевых казаков. Преодолевая огромные трудности, нечеловеческую усталость, они в конце концов с помощью мельника Акима переправились через Дунай. «Пусть ты пропадёшь, треклятая страна, с твоими порядками!» - позвал Остап, оказавшись на чужом берегу. И будто в ответ на это из второго берега прозвучал в тьме выстрел и тяжело поранил Остапа.

Герой не боится смерти, он хочет жить, так как «мир такой красивый», так как ему хочется «глянуть на солнце, увидеть мир божий, людей, обнять Соломию». Он обнаруживает огромную силу в борьбе за жизнь - больной ползет, ищет выхода из плавней.

Отважным и смелым проявил себя Остап и в стычке с турецкими жолнерами: безоружный, больной и обессиленный, он борется с тремя вооруженными турками, чтобы не оказаться снова в неволе.

Трогает и Остапа верность в любви. Особенно глубокое сочувствие вызывает уже старый одинокий Остап, который вслушается в разговор ветра, в «тихий, едва слышный, будто из дна Дуная», призыв Соломии. С Остаповых уст слышим волнительный рассказ о судьбе крепостных-беглецов.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать