x x
menu

Проспер Мериме. Рассказ «Маттео Фальконе» (1833): противостояние чести и бесчестия

Цель: ознакомиться с новым литературным именем; совершенствовать умения и навыки сопоставления поведения героев разных авторов в аналогичных обстоятельствах; формировать умение аргументировать свою точку зрения; развивать ассоциативное мышление; воспитывать нравственные качества и понимание условности литературы как искусства слова. Либо подлость, либо честность — Получестности в мире нет. Е. Евтушенко Лицо, однажды мордой став, Не восстанавливается.

Е. Евтушенко На крыльях мальчика от зноя Растаял воск. Упал мой сын. Л. Мартынов.

«Дедал» ХОД УРОКА
I. Постановка целей и задач урока II. Вступление к теме урока III. Слово учителя с элементами беседы — Каждое из произведений, с которыми мы знакомимся, так или иначе обращает наше внимание на различные нравственные проблемы: долга и безответственности, совести и бессовестности, гордости, чести и т.

д. Это то, что мы называем вечными ценностями, те проблемы, которые продолжают волновать людей на протяжении десятилетий и даже веков. В поле нашего зрения неоднократно попадало и такое качество человека, свидетельствующее об определенной степени его падения, как способность к предательству.

Вспомним произведения, в которых мы встречаемся с предательством. (А. Пушкин. «Капитанская дочка»; Н. Гоголь. «Тарас Бульба», Э. Л.

Войнич. «Овод»; В. Каверин. «Два капитана») А можно ли считать предательством измену своему делу, своему призванию (Н.

Гоголь. «Портрет»)? Какой персонаж в течение многих веков и до нашего времени остается своеобразным символом предательства? (Иуда, продавший за тридцать сребреников своего Учителя —Иисуса Христа. ) IV.

Работа над темой урока 1. Мини-лекция с элементами «визитной карточки» писателя Происхождение: из семьи художника. Черты характера: умный, холодный скептик, считавший, что в мире нет ничего, к чему бы стоило относиться слишком серьезно. Увлечения: любитель мистификаций. (Можно рассказать о том, как в 1825 году Мериме опубликовал сборник пьес «Театр Клары Газуль», уверяя читателя, что это репертуар испанской актрисы, портретом которой сборник открывался. Однако это были пьесы, сочиненные самим Мериме, а портрет был его собственным портретом, но…

в женском платье. Через 2 года литературный мир Европы был взбудоражен новым событием. В печати появился сборник «Гусли», в предисловии к которому Мериме объяснял, что это славянские песни, собранные на Балканах. Крупнейшие писатели и ученые поверили в их подлинность.

О песнях появились статьи и исследования. Пушкин создал по их мотивам свои «Песни западных славян». (На деле эти песни сочинил сам Мериме, не выезжая из Парижа. ) Интересным увлечением писателя стало изучение им русского языка в возрасте около 50 лет.

Мериме занялся и русской литературой: переводил Пушкина, Гоголя, Тургенева. Стиль: Мериме пишет просто и ясно, не давая воли чувствам, не отступая от основной темы и отказываясь от подробных описаний. Излюбленный жанр: новелла. Самые известные произведения: «Кармен», «Таманго», «Маттео Фальконе». 2. Определение темы и основной мысли рассказа П.

Мериме 3. Сопоставление подготовленным учеником образов Маттео Фальконе и Тараса Бульбы, их поведения в сцене убийства сыновей (Сцену из рассказа П. Мериме прочитать в классе. ) Данные произведения появились практически в одно время: сборник «Миргород» с повестью Гоголя вышел в 1835 году. Сопоставление можно провести по таким пунктам; • мимика, жесты, голос героя в сцене; • слова, обращенные к сыну; • погребение; • художественные средства, используемые автором и позволяющие ему резче оттенить трагизм произошедшего; • причина, по которой произведения названы именами главных героев.

4. Проблемный вопрос Каковы мотивы поступков отцов в этих двух произведениях? 5.

Обсуждение наиболее удачного эпиграфа к рассказу «Маттео Фальконе» П. Мериме (с аргументацией своей точки зрения) из записанных на доске 6. Выяснение жанровой специфики произведения Почему некоторые литературоведы относят этот рассказ к жанру притчи?

IV. Подведение итогов урока V. Домашнее задание
Письменно обосновать свой выбор эпиграфа к «Маттео Фальконе» из предложенных учителем; подготовиться к контрольной работе.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать