x x
menu

Пролетарско-революционные прозаики Германии

Уже в 1924 году социалистический лирик и драматург Рудольф Леон-гард (1889-1953), автор пьесы «Парус на горизонте», в предисловии к первой книге матроса и революционера Альберта Даудистеля (1890-1955) «Хромые боги» характеризовал ее как «репетицию искусства, которое должно прийти на смену битвам экспрессионизма». Немного позднее такие пролетарские писатели, как Г. Мархвица, В. Бредель, Л. Турек, А. Шаррер, К. Клебер, К. Грюнберг, подтвердили эти прогнозы. Своим лапидарным стилем, предметным повествованием они внесли вклад в постэкспрессионистское литературное развитие, отобразив те явления действительности, которые не принимались в расчет буржуазными писателями: жизнь борющегося пролетариата в непрестанном изменении политических и социальных условий.

Предметом их изображения были в первую очередь революционные события недавнего прошлого. Так, Теодор Пливье (1892-1955) в романе «Кули кайзера» (1929) описал восстание кильских матросов; Отто Готше (род. в 1904 г.) в книге «Весенние грозы» (в 1933 г. уничтоженной нацистами и в 1962 г. вышедшей в новой редакции) рассказал о революционных послевоенных битвах в Мансфельде. Не раз социалистические писатели стремились показать борьбу рурской Красной Армии в 1920 году. Эпизоды из этого времени включены в сборник рассказов Курта Клебера «Баррикады на Руре» (1925). Карл Грюнберг в «Пылающем Руре» (1928) объединяет подлинные события в романную фабулу, герои его книги находятся по разные стороны баррикады.

Различные судьбы рурских шахтеров, начиная со времен первой мировой войны и вплоть до последних дней рурского восстания, прослеживает Ганс Мархвица (1890-1965) в своем первом романе «Штурм Эссена» (1931). Писатель - бывший командир взвода Красной Армии Рура - изображает революционные события и процессы политической дифференциации того времени. Книга стала серьезной заявкой талантливого прозаика. Наряду с вышедшим в эмиграции романом «Кумиаки» (1934) она свидетельствует о его первых крупных достижениях.

Автор прослеживает в своем романе историю семьи сельских пролетариев из Западной Пруссии, которая в первые послевоенные годы оказывается в Руре. «Земля обетованная» готовит им разочарования. Из-за своей крестьянской наивности Петер Кумиак оказывается между фронтами, но в итоге находит общие цели с классово сознательными рабочими. Однако Кумиаки вынуждены вновь эмигрировать - на этот раз в Голландию, - с негасну-щей надеждой, что с прилежными руками можно добиться достойного образа жизни. В романе Мархвицы (продолжение - «Возвращение Кумиаков», 1952, и «Кумиаки и их дети», 1959) с критических позиций, без прикрас показан полный противоречий процесс развития немецкого рабочего класса.

Таким образом, собственный жизненный опыт Мархвицы, и не только его одного, стал предпосылкой того неоценимого вклада, который он как пролетарско-революционный писатель внес в развитие немецкой и мировой литературы. В эмиграции, где Мархвице приходилось писать в крайне неблагоприятных условиях (он был выслан из Швейцарии и как участник гражданской войны в Испании интернирован во Франции; в Соединенных Штатах он жил в качестве рабочего со случайными заработками), в его творчестве усилились автобиографические черты. В Америке вышла книга Мархвицы «Моя юность» (1947) - классический пролетарский роман, в котором с позиций очевидца рассказано об основных событиях времени.

В изображении реальных жизненных условий промышленного пролетариата социалистическим писателям удалось добиться таких успехов, какие буржуазным литераторам были не под силу.

Пролетарский роман в эти годы стал основным жанром пролетарско-революционной прозы. Немалый вклад в развитие этого жанра внесли книга Людвига Турека (1898-1975) «Пролетарий рассказывает» (1930), антимилитаристский роман Адама Шаррера «Без отечества» (1930), его «Путевые заметки одного рабочего» и роман «Сбился» (1930), книга Ганса Лорбера «Человека истязают» (вышла в русском переводе в 1930 г., на немецком языке - в 1959 г. под названием «Прядильщик»).

Однако вследствие тенденции к ретроспективному отображению событий, так сказать «сбалансированному содержанию», этот роман не смог обрести

ту агитационно-оперативную форму, которая была так необходима проле-тарско-революционному литературному движению. Эти произведения не смогли также показать «пролетарские будни» современности, на литературное освоение которых в начале 30-х годов Союз обращал особое внимание. Некоторые молодые писатели пытались разрешить эту задачу.

«Битва за уголь» (1931) и «Прокатный завод» (1932) Мархвицы стали первыми ласточками. В 1931 году вышел роман-хроника А. Шаррера «Великий обман», а в 1931 - его роман «Кроты», первый роман в пролетарской литературе, в котором показана жизнь крестьянства. Талантливый журналист и прозаик, Клаус Нойкранц (1895?-1941?) показал в «Веддинге на баррикадах» (1931), увлекательном романе-репортаже, события, происходившие в 1929 году во время «кровавого мая». Проблемы рабочей молодежи находятся в центре произведений Вальтера Шёнштедта «Сражающаяся юность» (1932), «Мотив неизвестен» (1932) и Франца Крейса «Мария и параграф 31» (1931).

«Эде и Унку» (1931) Алекса Веддинга (псевдоним Греты Вайскопф, 1905-1966) и «Ганс Уриан» (1929) Лизы Тецнер (1894-1963) явились первыми значительными произведениями современной социалистической литературы, предназначенной для юношества.

Пролетарские будни стали объектом изображения в первых прозаических произведениях Вилли Бределя (1901-1964).

Токарь по профессии, он уже в юности примкнул к социалистическому молодежному движению, позднее вступил в КПГ, в 1923 году за участие в Гамбургском восстании был заключен в крепость. После освобождения из тюрьмы он служил на флоте. Писал свои первые рабочие корреспонденции для «Гамбургер фольксцайтунг», в редакции которой сотрудничал с 1928 года. Затем он был вновь осужден на два года «за государственную измену». Ему вменялось в вину «разглашение государственной тайны на страницах прессы». В тюрьме он нашел время для творчества: в крепости Бергедорф написан его первый роман «Машиностроительный завод Н. и К.» (1930).

Фабула раскрывает политически направленный замысел, свойственный многим пролетарско-революционным прозаикам. Молодой коммунист включается в работу заводской ячейки гамбургского машиностроительного завода, основывает заводскую газету, которая призывает против воли профсоюзных боссов организовать забастовку. Она заканчивается безрезультатно, однако влияние коммунистов на предприятии сломить не удалось.

В книге, являющейся, собственно, развернутым очерком, показана деятельность коммунистов на предприятии, которая со временем должна дать ощутимый результат. Писатели, подобные Бределю, были еще далеки от литературного честолюбия. Действующие лица в романе едва намечены, во всяком случае, их партийно-политические позиции раскрыты схематично. Однако мы находим здесь описание рабочей среды, свидетельствующее о таланте Бределя, о его умении изображать события в немногословной, сжатой стилевой манере.

Сам Бредель началом своей литературной деятельности считал роман «Испытание», написанный в эмиграции (1934). Он вызвал интерес мировой общественности как первое свидетельство о фашистских концентрационных

лагерях. После бегства из нацистской Германии автор изобразил в романе все пережитое им во время тринадцатимесячного пребывания в концентрационном лагере Фюльсбюттель. Книге, однако, суждено было стать чем-то большим, чем документом времени. В судьбах разных персонажей (коммунист, депутат рейхстага, еврейский коммерсант, редактор социал-демократической газеты) Бределю удалось всесторонне показать общественные противоречия. Далее мы становимся свидетелями того, как автор стремится расширить способы воплощения своего замысла. Этот художественный прием - после романа «Твой неизвестный брат» (1937) - наиболее полно проявился в романе «Отцы» (1941). В созданной в Советском Союзе первой части трилогии «Родные и знакомые», ставшей широко задуманной семейной хроникой, Бредель с невиданной полнотой и убедительностью изображает историю пролетариата начиная с 1870 и вплоть до 1914 года.

Роман «пролетарских будней» создавался не только «пишущими рабочими». Закономерен путь к КПГ и к социалистической литературе Рудольфа Брауне (1907-1932), представителя более молодого поколения пролетарско-револю-ционных писателей, чье творчество сопровождалось кризисами, как и у Бехера.

Еще учась в дрезденской гимназии, Брауне участвовал в издании оппозиционного журнала, вскоре запрещенного. Это помогло ему сблизиться со многими молодыми рабочими и служащими. Едва достигнув двадцати лет, он стал сотрудником дюссельдорфской коммунистической газеты. Кроме того, он пишет стихи, рассказы и романы: «Борьба на Киле» (1928), «Девушка из Орга-Приват» (1930) и «Молодые люди в городе» (1932). Герои его книг, столь живо им изображенные, - обыкновенные молодые люди, которые должны определить свое место в Берлине в годы кризиса. Они - маленькая машинистка-стенографистка в машинописном бюро, безработный автомеханик - познали истинный смысл любви и человеческой солидарности. Герои Р. Брауне ощутили свою принадлежность - как об этом говорится в романе - к «армии трудящихся», которой предназначено «изменить лицо города и положение в мире».

Брауне был (наряду с Г. Циннер и М. Циммерингом) сильнейшим из этого поколения писателей, талант которого не смог по-настоящему раскрыться из-за его ранней смерти. С писателями старшего поколения его связывала помимо сходных черт в манере письма общность политических целей и литературной концепции, которая допускала различные способы изображения и стилевые направления.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать