x x
menu

Проблематика и система образов произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

Личность и власть, разные аспекты трактования проблемы, помочь ученикам осознать широту философско-этической проблематики романа, значение системы образов для раскрытия идейного замысла произведения; развивать навыки выделения главного, комментирование его, устной речи, логического и образного мышления; воспитывать сознательное отношение к вопросам нравственности, стремление к гуманистическим идеалам.

Портрет писателя, издание произведения, иллюстративные материалы к нему, схема строения романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Ход урока

I.             Мотивация учебной деятельности учеников.

Учитель. Вопрос о добре и зле, моральном выборе, справедливости и ответственности, взаимоотношениях личности с властью, призвании искусства всегда волновали человечество, были в центре внимания многих художников.

Поэт Ю. Левитанский писал:

  • Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу; Дьяволу служит или пророку - Каждый выбирает для себя.
  • Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы; Шпагу для дуэли, меч для битвы Каждый выбирает по себе.
  • Каждый выбирает по себе Щит и латы, посох и заплаты; меру окончательной расплаты. Каждый выбирает по себе.

О том, как эти проблемы приобрели художественное воплощение в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», поговорим на уроке.

II.            Объявление темы и цели урока

III.           Актуализация опорных знаний

Литературный диктант.

1)            О чем спорили Берлиоз и Бездомный с незнакомцем возле Патриарших прудов?

2)            Какие художественные детали 1-го раздела указывают на советскую действительность 1930-х годов? (Упоминание о Соловках, «шпиономания», атеизм).

3)            Почему Ешуа называл всех «добрые люди»? (Так как считал, что нет злых людей).

4)            Что указывало на то, что Понтию Пилату были присущи черты человека, а не только героя мифа? (У прокуратора была мигрень - болела голова).

5)            Как сбывается первое «пророчество» иностранного профессора? (Берлиоз попадает под трамвай.)

6)            Как в доме литераторов реагируют на трагическую весть? (Сначала литераторы были поражены, и через несколько минут продолжили развлекаться.)

7)            Какие «фокусы» показали Воланд и его свита московской публике? (Устроили «денежный дождь», модный магазин и др.)

            Где оказался поэт Иван Бездомный после приключений в Грибоедове? (В психиатрической больнице)

9)            «…Выскочило перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразило нас сразу обоих!» О чем говорил гость Ивана Бездомного в его больничной палате? (О любви)

10)          Как воспринял Мастер критику его романа и отказ печатать? (Это довело его до отчаяния, до болезни.)

11)          Что происходило в природе во время смертной казни Ешуа? (Гроза)

12)          На что решилась Маргарита, чтобы узнать о Мастере? (Стала ведьмой: натерлась странным кремом и пошла на бал по приглашению незнакомца.)

IV. Восприятие и усвоение учебного материала.

1. Наблюдение над текстом художественного произведения.

1)            Чтение эпиграфа к произведению и его объяснение.

…Итак кто ты, в конце концов?

- Я - часть той силы, которая вечно хочет зла и вечно создает благо.

Й. Гете

(Здесь и дальше перевод Ж. Храмовой).

(Слова взяты из произведения Й. Гете «Фауст» и намекают на то, что речь будет идти о «вечных» проблемах человеческого бытия - добре и зле, которые часто переплетаются).

2)            Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»

•              Определить основные проблемы романа «Мастер и Маргарита».

Ожидаемые ответы Проблемы:

•              морального выбора;

•              взаимоотношений личности с властью;

•              веры и безверия;

•              любви;

•              чести и справедливости;

•              бездуховности, мещанства;

•              соотношение добра и зла;

3) Составление схемы строения романа. Философско-художественное осмысление. Согласно строению роман создал систему образов. Следует отметить, что взгляды, мысли, пути и судьбы героев постоянно переплетаются.

4) Работа с таблицей «Герои романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”».

2. Поисково-аналитическая работа с текстом.

Найдите в разделе 2 «Понтий Пилат» слова, которые раскрывают многогранное понимание автором проблемы личности и власти. («Среди другого я говорил,- рассказывал узник,- что любая власть является насилием над людьми и что придет время, когда не будет власти ни кесарей, ни любой другой власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет нужна власть»).

♦             соглашаетесь ли вы с такой мыслью? Обоснуйте свое утверждение.

Ожидаемый ответ

Власть создает законы, которые должны выполнять люди. Законы создает диктатор (в условиях тирании), парламентское большинство (при демократическом устройстве), при этом редко учитываются  индивидуальные нужды личности. Прокуратор Понтий Пилат должен был помиловать или Ешуа, или преступника Вараввана. Боясь за свою жизнь, прокуратор дарит жизнь преступнику, а Ешуа приказывает казнить.

Выполняли волю власти писатели, литературные критики, глава МАССОЛИТА Берлиоз.

V. Закрепление знаний, умений и навыков.

VI.           Домашняя задача

Знать содержание романа.

Уметь характеризовать проблематику произведения, систему его образов.

VII.         Итоги урока

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложение: Больше всего в романе меня поразил эпизод... (поразила мысль о...).

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать