«Притча о блудном сыне», «Притча о сеяльщике»

В чем обвинял себя блудный сын? Можно ли считать это покаянием? («Отец, отец! Почему я не послушал тебя? Зачем бросил отчий дом и подался на чужбину? Деньги твои я растранжирил, а потом блуждал и бедствовал. Простить меня ты не сможешь, я знаю, но возьми к себе хотя бы наймитом»).

Как отец встретил сына, когда тот вернулся домой? («Разве ты забыл, что я твой отец, а ты мой сын? Как могу я не простить тебя? Да, ты виноват, но ты вернулся, покаялся. Идем же в дом и забудем все злоключения!»).

Какой была реакция старшего брата на возвращение младшего? («Досадно стало старшему, что так встречают его брата. «Как же так? - размышляет.- Я всю жизнь при отце, ремню его отары, обрабатываю его поля. Утешаю на старости лет. А мой брат ходил по миру и деньги родительские растранжиривал. И вот - в его честь пир устроили, гостей созвали, а обо мне отец даже не вспомнил! Не пойду к ним!»).

•          Почему он тоже простил скитальца? («И старший брат вошел в дом, увидел младшего - и не узнал его: такой он стал бледный и изможденный.- Вижу, испытал ты бед,- промолвил он, обнял брата и сел рядом»).

•          Почему через покаяние человеку прощают его греХИ, отрицательные поступки, неадекватное поведение?

3.1.8.   С помощью «Домино» определить черты характера и поведение младшего сына, когда он был «богатеем» и когда стал бедным.

3.1.9.   «Свободный микрофон»: какой должна быть настоящая дружба? Следует ли ее подвергать испытанию временем?

3.1.10. Работа в группах.

Творческая задача: составить мини-произведение, которое касалось бы продолжения содержания притчи, высказывая мысль о дальнейшей жизни братьев.

3.1.11. Характеристика образа блудного сына.

Составить информационное гроно, характеризуя главного героя произведения с помощью цитат. Блудный сын:

•          «не сиделось дома, хотелось мир увидеть»;

•          отец: «не умеешь делать никакого дела»;

•          «подался мир за глаза»;

•          «богатый»;

•          «...молодой и неопытный»;

•          «...и наилучший, и наймудрейший, и поет лучше всех, и танцует»;

•          «...днем пьянствует, а ночью в кости играет на деньги»;

•          «...дурак я, глупый»;

•          «...денег у меня нет»;

•          «...все что мог, отдал, и, в конце концов, уже не осталось ничего»;

•          «Вот когда ему отчий дом вспомнился!»;

•          «...пошел... без шапки, босой, искать какой-то заработок»;

•          «Не умеет шить, стряпать, плотничать»;

•          «И остался... у господина свинопасом»;

•          «...подъедал он крадучись круг свиней высивки из корыта»;

•          «А что, как вернуться к отцу, покаяться?»;

•          «Оттуда он как ветер мчался — на коне! А назад едва шел: нет сил, голодный»;

•          Сын отцу: «Простить меня ты не сможешь... но возьми к себе хотя бы наймитом»;

•          Отец сыну: «Да, ты виноват, но ты же вернулся, покаялся»;

•          «Такой он стал бледный и изможденный».

Сюжет о блудном сыне пользовался большой популярностью среди художников голландской школы живописи. Один из ярких примеров - картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»; из итальянских художников этот сюжет встречается у Сальвадора Роза, из украинских - у Тараса Шевченко.

В произведениях художественной литературы мотив возвращения блудного сына нередко приобретает философское содержание и трактуется как возвращение человеческой души к вечным истинам, к истокам.

3.2. «Притча о сеяльщике».

3.2.1.   Выразительное чтение произведения.

3.2.2.   Тема: рассказ Иисуса о значимости для человека места, куда она посеет зерно.

3.2.3.   Идея: возвеличивание человеческой чуткости, доброты, стремление бескорыстно предоставить помощь тому, кто в ней нуждается; роль слова - зерна, которое попадает в разную среду.

3.2.4.   Основная мысль: зерно, которое упало на каменистую почву, - это о человеке, который слышит Слово и сразу же с радостью принимает его, но поскольку у этого зерна нет глубоких корней, оно долго не проживет; зерно, которое упало в терновник, - это о человеке, который слышит Слово, и заботы этого времени и заблуждения богатства заглушают его, и зерно не приносит плода; зерно же, которое упало на хорошую почву, - это о человеке, который слышит Слово и понимает его, такой человек приносит урожай в сто, в шестьдесят или в тридцать раз больше посеянного.

3.2.5.   Композиция.

Экспозиция: встреча Иисуса с большим количеством людей.

Завязка: рассказ Бога о значимости почвы, куда попадет зерно, брошенное земледельцем.

Кульминация: «Когда кто-нибудь слышит весть о Царстве и не понимает ее, то приходит лукавый и похищает то, что было посеяно в сердце».

Развязка: зерно - слово, которое должно попасть на хорошую почву, принесет богатый урожай.

3.2.6.   Работа над содержанием притчи. Беседа с вопросами:

•          От чего зависит урожай?

•          Какой должна быть почва для зерна, чтобы получить хороший результат?

•          Как вы понимаете фразу Иисуса: «Зерно — Слово»?

•          Кто в произведении является сеяльщиком? Какими качествами он наделен?

•          О чем свидетельствует стремление людей пообщаться с Иисусом?

•          Почему зерна, которые попали в хорошую почву, принесли «плод одни в стократ, вторые в шестьдесят, другие же в тридцать»?

•          Что имел в виду Иисус, высказываясь: «У кого есть, тому будет дано еще. У кого же нет, у того отнимется и то, что есть»? Ответ обоснуйте.

•          За что Бог ропщет народу? («Так как затвердело сердце народа этого, и они ушами туго слышат, и глаза свои закрыли, чтобы не видеть глазами, и не услышать ушами, и не понять сердцем...»).

•          Какое символическое значение имеет образ зерна?

•          Почему люди по-разному воспринимают слово Иисуса?

•          Из-за чего, по мнению Бога, «затвердело сердце народа... и они ушами туго слышат, и глаза свои закрыли, чтобы не видеть глазами, и не слышать ушами, и не понять сердцем...»?

•          Чьи глаза Иисус считает счастливыми?

•          В чем заключается аллегорическое содержание притчи?

•          Чему учит вас это произведение?

•          Определите особенности его стиля, характерные для библейских текстов.

V. Закрепление изученного материала.

«Притча о блудном сыне».

1.         Признак характера старшего сына:

а) скорость; б) раздраженность; в) уравновешенность; г) медленность.

2.         С какой целью младший сын стремился отправиться в путешествие?

Чтобы:

а)         найти красавицу-молодицу и вступить в брак с ней;

б)         получить цветок счастья;

в) много чему научиться;

г) увидеть мир.

3.         Из-за чего отец отвечал отказом младшему сыну в странствии?

Так как тот:

а) не имел денег; б) во всякое время болел; в) не умел ничего делать; г) часто жаловался на ухудшение состояния здоровья.

4.         Фразеологизм, который использован в содержании легенды:

а) «подался мир за глаза»;

б) «быть или не быть»;

в)         «чтобы и комар носа не подточил»;

г)         «пойматься на скользком».

5.         Каким показался путешествующему город, куда он приехал: а) малолюдным; б) старинным; в) полуразрушенным; г) веселым.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент