«Притча о блудном сыне», «Притча о сеяльщике»

Цель:   ознакомить школьников с библейскими притчами, углубить их знания о понятии «притча»; охарактеризовать Библию как Святое Писание, обращая внимание на сборники литературных памяток, роль библейских книг в давней Украине; развивать устную речь, логическое мышление, умение обобщать и строить заключения, осмысленно воспринимать учебный материал; воспитывать чувство уважения к Святому Писанию, черты честности, доброты, порядочности, скромности, любви к ближнему.

Тип урока:     усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: Библия, текст программных притч, выставка «Библейские книги в давней Украине», портреты переводчиков Библии на украинский язык; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I.          Организационный момент.

II.        Актуализация опорных знаний.

Литературная викторина.

«Страницами украинского средневековья ХI-ХV ст.

Задача: предоставить ответы на вопросы, учитывая то, что каждый правильный из них - 1 балл.

•          О чем отмечается в девятой Божьей заповеди? («Не говори несправедливо на своего ближнего»).

•          Из чего был создан первый человек? (Из речной глины).

•          Библейское произведение, основная мысль которого: «И пусть прославится всякий труд человеческий!». («О потопе на земле»).

•          Кто стал родоначальником всего после потопного человечества? (Ной).

•          Какой плод до яблока сначала считался запрещенным? (Гранат).

•          Место нахождения Вавилона. (Месопотамия).

•          Количество книг, из которых состоит Старый Завет.(50).

•          Жанр Библии. (Переводная литература).

•          В какую почву попало зерно в притче о сеяльщике? (Каменистую, тернистую, хорошую).

•          Украинский писатель, в творчестве которого большой популярностью пользовался сюжет о блудном сыне. (Т. Шевченко).

•          При правлении какого князя начали возникать школы «учения книжные»? (Владимире).

•          Первая иллюстрированная книга Киевской Руси. («Остромировое Евангелие»).

III.       Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV.       Основное содержание урока.

Библия не античная, не современная,- она вечная.

Лютер.

Написанная сорока людьми,

переведенная сотнями,

напечатанная тысячами.

Прочитанная миллионами.

Теодор Василиан.

1.         «Мозговая атака».

•          Библия — это... (Собрание книг историко-литературного и религиозного содержания).

•          Язык Святого Писания... (Древнееврейский, арамейский, греческий).

•          Континенты создания Библии... (Азия, Африка, Европа).

•          Количество авторов, которые принимали участие в создании мирового шедевра... (40 авторов из шестидесяти поколений).

•          Продолжительность написания Библии... (1600 лет).

2.         Теория литературы. Понятие о притче.

Притча - поучительный аллегорический рассказ философско-этического содержания. Состоит, как правило, из сюжетного рассказа о человеческой жизни и поучительного вывода.

3.         Обработка идейно-художественного содержания

программных притч из Библии.

3.1. «Притча о блудном сыне».

3.1.1.   Выразительное чтение произведения, краткое комментирование его содержания.

3.1.2.   Тема: рассказ о блуждании младшего сына по миру, в результате которого он испытал много мыканий и бед.

3.1.3.   Идея: осуждение расточительства, хвастливости, неумения рационально пользоваться собственным имуществом.

3.1.4.   Основная мысль: восприми свою ошибку, покайся, попроси прощения - и ты получишь прощение («Так, ты виновен, но не возвратился, покаялся»).

3.1.5.   Композиция.

Экспозиция: решение младшего сына получить частицу родительского наследства и отправиться в мировое путешествие.

Завязка: в результате разгульной жизни путешествующий «растранжирил» все свое имущество.

Кульминация: горевания младшего сына по батрачеству, из-за чего он решает вернуться домой и покаяться.

Развязка: прощение отцом сына и устройство пира.

3.1.6.   Проблематика.

•          богатство и бедность;

•          родители и дети;

•          кто являются настоящими друзьями;

•          работа и лень;

•          вина и покаяние.

3.1.7.   Работа над содержанием произведения. Беседа с вопросами:

•          Что вам напоминает начало притчи?

•          Какими были сыновья у отца? («Старший - спокойный, хозяйственный, работал в поле, отцу помогал. А младшему все не сиделось дома, хотелось мир увидеть»).

•          Что попросил младший сын у отца? Имел ли он на это право? («Вы здесь с братом хозяйничайте, а мне дайте мою часть наследства. Я хочу путешествовать»).

•          Какие аргументы привел отец сыну, отказывая ему? («И куда же ты пойдешь? Ты еще молодой, людей не знаешь, не умеешь делать никакого дела. Пропадешь!»).

•          Что приобрел себе герой, отправляясь в путешествие? («...Купил себе вороного коня, седло, шапку новую и рубашку шелковую, роскошную, золотом вышитую»).

•          От чего у прохожего «воспылались глаза», когда тот встретился с младшим сыном?

•          Как жители большого города восприняли приезд богатея? («А во дворе уже народ толпится. Услышали, что богач приехал к ним в город, и все хотят на него посмотреть»).

•          О каком обычае узнал младший сын от городского люда? («...Богатейший должен всех поить-кормить»).

•          Какие деньги оказывали содействие тому, что герой был чтимым человеком среди жителей города? («Все пируют, восхваляют своего нового товарища: он и наилучший, и наимудрейший, и поет лучше всех, и танцует! А тот и уши развесил - каждому слову верит»).

•          В чем заключалась разгульная жизнь героя? («Каждый день - праздник. Днем пьянствует, ночью в кости играет на деньги»).

Какое наслаждение получал он от общения с «товарищескими и веселыми людьми»?

Как друзья отреагировали на то, что у младшего сына закончились деньги? («А друзья-гуляки, как увидели, что от него уже нечего взять, то все и разбежались. Будто их и не было никогда»).

Что вынужден был продать герой, чтобы как-то прокормить себя? («...Пошел свою шапку продавать. «Вот, возьми мое седло. Со временем младший сын отдал хозяину шелковую рубашку, вышитый пояс, уздечку. Все, что мог, отдал, и, в конце концов, уже не осталось ничего»).

Когда младший сын впервые вспомнил об отчем доме? («Вышел младший сын в конюшню прощаться с конем. Поцеловал его между ушей, заплакал. Вот когда ему отчий дом вспомнился! «Что там,- думает,- с отцом? Как брат? Здоровы ли? А вспоминают ли обо мне? И зачем только я ушел от них?»).

Чего стыдился герой, решая вернуться домой? Почему младший сын не мог наняться на работу? Как это его характеризует?

Какой была жизнь героя, когда он работал пастухом свиней? («...Подъедал он крадучись вокруг свиней - высивки из корыта») Над чем размышлял блудный сын, возвращаясь домой? («А что, как вернуться в него, покаяться? Простить, конечно, ты не простищь меня,- скажу я отцу,- но возьми меня хотя бы наймитом. По крайней мере я не буду голодать и главное - буду рядом с тобой»).

Чем объяснить то, что он из дома «как ветер мчался на коне, а назад едва шел»?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент