Причины и следствия эволюции образа Сигизмундо

Еще раз гляньте, я покорный Своей судьбе; я уже знаю, Что жизнь - это сон. Вы слышали? Прочь, тени! Хотя помертвелым Вы моим чувством вернули Плоть и голос, и нет Голоса у вас и плоти. Я не хочу отдаваться ложный величия и великолепия, ведь это лишь сон, Который развеется. Первым ветерком утренним, Как бывает с миндалем, Который расцвел на рассвете Неожиданно и нежданно, и при первом порыве, увянут рано Лепестки его розовые, Поблекнув с днем тревожным. Я познал вас, я вас видел и я ведаю, это с каждым Тем, кто спит, такое бывает; разочарованный до края. Уже не сдамся, Так как жизнь - это сон, я знаю.

(Сцена третья).

Что приводит в удивление вас? Удивительно ли, Когда сон был мой учитель, и боюсь, как не противно, Что проснуться могу Снова в замкнутой темнице? а когда этого не будет, То оно мне приснится; Итак, я убедился В том, что все счастье человеческое, В конце концов, как сон, минует, и я хочу воспользоваться Счастьем тем, что время дарит; Я прошу вас, виноватый, Ошибки простить наши, Так как благородно их прощать.

(Сцена четырнадцатая).

Ощущая тревогу, Побед я жду больших и наибольшую, будто мучение, - это смочь себя...

(Сцена четырнадцатая).

(Перевод М. Литвинца).

Группа 4. Шекспир и Кальдерон писали свои драмы в одну и и ту же эпоху - эпоху европейского барокко. Главные герои пьес Шекспира «Гамлет» и Кальдерона «Жизнь - это сон» Гамлет и Сигизмундо, с одной стороны, очень похожи, но с другой, совсем разные люди.

Гамлета и Сигизмундо переполняет чувство мести. И если Гамлет стремился отомстить за убийство своего отца, то Сигизмундо хотел потерять отца, отомстив ему за свою испорченную жизнь. Гамлет, в отличие от Сигизмундо, не был игрушкой слепой судьбы или грандиозных внешних сил, которые являются характерными для драматургии эпохи барокко. Сигизмундо ежесекундно одолевал в себе зверя, а Гамлет был носителем гуманистического самосознания, вступал в конфликт с антагонистами, которые олицетворяли неумолимую реальность «времени, которое свихнулось». Можно сказать, что Гамлет - это герой-гуманист, герой-интеллектуал, который не может свести свою задачу к акту личной мести. Гамлет клянется стереть «всю мудрость книжную», и стереть ее он не в силах и потому остается интеллигентом-гуманистом.

Когда Сигизмундо вторично заперли в башне, юноша остался совсем одиноким. Гамлет не мог никому доверять, кроме своего верного друга Горация. Гамлет не смог простить Клавдия (своего дядю) за убийство отца, погибли и Гамлет, и Клавдий. Сигизмундо же прощает отца и возвращает ему трон, обращается к нему, как подчиненный к монарху. Этот поступок воспринимается как удивительная метаморфоза «зверя», проявление сущности человека, который связывает ее с бесконечностью, с Богом. Осознав, что жизнь - это сон, Сигизмундо познал и глубинные истины, и настоящие ценности бытия. Он осознал бесполезность богатства, удовлетворение, честолюбия, власти и т. п., ведь люди не имеют этого на самом деле и не ведают, что видят лишь сновидения. В пьесе «Жизнь - это сон» последовательно прослеживается идея: человек может и должен одолевать не судьбу, а самого себя, духовно и морально совершенствуясь, и этот путь ведет к Богу.

Быть, или не быть - вот вопрос.

Что благороднее? Повиноваться судьбе

И боль от острых стрел ее терпеть,

Или, столкнувшись в герце с морем бедствия,

Положить край ему? Заснуть, умереть -

И все. И знать: вечный сон спасет,

Из сердца вынет боль, лишит плоти,

А заодно страданий. Чуть ли не желанный

Для нас такой конец? Заснуть, умереть.

И спать. Вот в чем хлопоты,

Какие нам сны приснятся после смерти,

Когда избавимся от земных сует?

Вот в чем нерешительностей причина. Из-за этого

Живут напасти наши столько лет.

Так как кто бы терпел бичи и поругания времени,

Гнет вельможи, гордеца пренебрежения,

Оттолкнутую любовь, несправедливость,

Властей произвол, волокиту суда,

Над добродетелью скромной бесчестная насмешка,

Когда бы он простым лезвием мог себе

Получить вечный покой? Кто стонал бы

Под бременем жизни и пот свой лил,

Когда бы не страх попасть после смерти

В тот край неведомый, откуда еще никто

Не возвращался? Страх этот нас безволит

И в обычных бедах мы хотим жить,

Чем политься к неизвестным нам.

Так ум пугливыми нас делает,

Яркие краски нашей отваги

От раздумий теряют цвет свой,

А намерения высокие, едва родившись, Умирают, еще не воплотившись в действие.

(В. Шекспир. «Гамлет». Перевод Л. Гребенки).

Ох, горе здесь мне! Ох, я несчастный!

Неба, почему свалился,

Упал на меня такой гнев,

Что за преступление я совершил

Против вас - что родился?

Все я взвесил, рассмотрел,

Разобрался в причине,

Это и жестокость вашу ныне

Я постиг уже сполна,

Ведь преступление и вина -

Это родится человеку.

Хочу знать все, как есть,

Чтобы не мучиться кручиной

(Хотя я знаю, что виной

Здесь рождение мое),

Почему недоля меня бьет,

Чтобы еще больше я страдал

Из-за того, что мир познал?

Другие также родились,

Почему же им права судились

Те, которых я век не имел?

Птица родится, как из тьмы,

И красуется летом,

Похожими красками на цветок

Или на веточку крыльями,

Когда синеву грудью

Режет и польется с высоты,

Забросив без грусти

Где-то гнездышко на границе,-

Почему, как имею больше души,

Имею меньше я свободы?

Зверь родится и крепкую

Носит шкуру, разномастную,

Будто знак звезд злосчастный,

Кисти мудрую тайну,

Когда суть являет страшную

И жестокую от природы,

Человеческой силе идет против

В опасности один на один,-

Почему с лучшим чувством

Имею меньше я свободы?

Рыба родится и не дышит,

В пене играет морской,

Будто лодка из трески

Та, что волна баюкает,

Чтобы ей плелось свободнее,

И глубокие меряеть воды,

Захотев прохлады,

Аж на дно ныряет в тину,-

Почему как больше порывов,

Имею меньше я свободы?

Родится ручей, плывет,

Между цветами змеится,

Будто серебро несет водица

Между цветами живет,

Когда звонко зовет, зовет

Между цветами к согласию

И в полях без препятствия

Плывет свободно, будто дитя,-

Почему как имею большее знаний,

Имею меньше я свободы?

Что на меня еще упадет?

Будто Этна, я пылаю

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент