x x
menu

Правдивые картины из жизни села в произведениях Ольги Кобылянской

Родилась Ольга Кобылянская 27 ноября 1863 года в городке Гура Юмора в Южной Буковине в многодетной семье мелкого правительственного чиновника. С детских лет она знала не только украинский, но и польский и немецкий языки, которыми говорили в ее семье. Детство и юность будущей писательницы прошли в румынско-немецких городках Гура Юмора, Сучава, Кимполунг. Позже она жила в с. Дымка а с 1891г. - в Черновцах. В Южной Буковине, заселенной преимущественно немцами и румынами, жили и украинцы.

Но украинских школ или культурно-образовательных заведений в 60 - 80-е годы здесь не было. Немецкая школа не могла дать Кобылянской знаний по истории культуры украинского народа. Первые литературные произведения О. Кобылянской, написанные на немецком языке еще без четкого представления, что значит слово «литература», приходятся на начало 80-х годов. («Гортенза, или очерк из жизни одной девушки», «Судьба или воля?»). Ранние неопубликованные произведения Кобылянской («Гортенза», «Рисунок из народной жизни на Буковине», «Человек из народа» и др.) сегодня хранят преимущественно познавательное значение, отображая отдельные сцены из жизни городской интеллигенции, людей из народа.

Немецкий язык, как и немецкая культура, сыграли позитивную роль в жизни и творчестве Кобылянской. Они, как отметила Леся Украинка, помогли Кобылянской выйти в широкий мир общечеловеческой культуры. Но для утверждения Кобылянской как украинской писательницы необходимо было глубоко знать не только украинский язык, но и приобретения украинской литературы. Эту истину она все яснее начала осознавать и с конца 80-х годов настойчиво изучает культурное наследие своего народа, проявляет все больший интерес к его жизни.

Тогда же она активно участвует в так называемом феминистском движении, которое подняло немало наболевших вопросов, над которыми задумывались представители передовой интеллигенции. Став в 1894 году одним из инициаторов создания «Общества русских женщин на Буковине», Кобылянская обосновала цель этого движения в брошюре «Кое-что об идее женского движения». Писательница затронула вопрос о тяжелом положении женщины «среднего слоя», активно выступила за равноправие женщины и мужчины, за ее право на жизнь.

Эти мысли показались в ранних произведениях писательницы. В некоторых из них («Гортенза», «Она вышла замуж» но др.), изображая духовный мир своих героинь, писательница делает ударение на их поисках личного счастья. В «Человеке», а еще больше в «Царевне» личное счастье героинь Кобылянской в большей или меньшей степени уже связывается с социальными проблемами, активной позицией человека в жизни, с необходимостью бороться с обстоятельствами, которые сковывают развитие духовных сил.

Продолжая проблематику «Человека», повесть «Царевна» (1895) свидетельствовала о расширении миропонимания писательницы, углубления ее, реалистичной манеры, средств психологического анализа. Повесть имеет сложную творческую историю. Писалась она и дорабатывалась длительное время (1888 - 1893), первый текст ее был немецким, более поздний - украинский. Напечатана повесть была в газете «Буковина» (1895) и в этом же году вышла в Черновцах отдельным изданием.

Коснувшись морально-этических проблем жизни интеллигенции в таких новеллах, как «Аристократка» (1896) «Impromptu phantasie», Кобылянская продолжает разрабатывать их в следующих произведениях и создает три целостных образа женщин-интеллигенток в рассказе «Valse melancolique» (1898). Впоследствии она возвращается к этой теме в повестях «Ниоба» (1905), «Через кладку», «По ситуации» (1913).

Тема интеллигенции проходит через все творчество Кобылянской - от ее ранних рассказов и повестей к «Апостолу черни». Изображение жизни села, его социально психологических и морально-этических проблем стало второй ведущей линией творчества Кобылянской. «Дневники» писательницы убедительно свидетельствуют, что во второй половине 80-х годов она уже задумывается над судьбой народа, связывая проникновение в его жизнь с изучением социалистических  идей. В новелле «Нищенка» (1895) писательница впервые показывает человека из народа, который оказался без средств к существованию. В середине 90-х годов писательница углубляет знание жизни крестьянства, чему способствуют ее тесные контакты с жителями буковинских сел, в частности Дымки, что впоследствии войдет в ее творчество страшной трагедией-братоубийством («Земля»).

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать