x x
menu

Повторение, обобщение и систематизация изученного о существительном. Урок-практикум

Цель:             повторить, обобщить и систематизировать знания

учеников о категориях существительного, его склонениях, словообразовании, о правописании заглавной буквы и кавычек в собственных названиях, о написании суффиксов существительных, имен отчеств и не с существительными; научить применять усвоенный теоретический материал на практике, развивать умение доказывать свою мысль, анализировать языковые явления; развивать устную речь учеников; воспитывать чувство любви к народу, своей земли.

Оборудование: обобщающие таблицы и схемы, учебник.

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока.

І. Сообщение темы, цели, задач урока. мотивация учебной деятельности.

ІІ. Повторение, обобщение и систематизация важнейших теоретических положений темы.

1. Игра «Морской бой».

Задача 1.

Начертить обобщающую схему к теме «Существительное как часть речи», по составленной схеме связно рассказать теоретический материал.

Задача 2.

Сделать морфологический разбор выделенных существительных в предложении: Казацких мастеров-корабельщиков часто приглашали в Москву, чтобы они учились корабельного дела.

Задача 3.

Какие модели отображают существительные І склонения, а которые - ІІІ склонения? Докажите свою мысль. Начертить представленные модели с окончанием творительного падежа и объяснить правописание.

:-ч( ),: -сть(),: -ч(а),: -р(),: -л(я).

 

Работа с текстом.

На экране текст.

Учитель попросил одного из учеников: «Позови Петренко» Шестиклассник выбежал на двор и остановился. - Кого же позвать,- размышлял он,- Сергея или Валентину? Оба имеют одинаковую фамилию. Задача классу:

Кого имел в виду учитель? Докажите свою мысль. Рассказать, какие еще существительные относятся к неизменяемым.

Задача 3.

Вопрос для перекрестного обстрела во время игры.

  • Как спрягаются фамилии, которые имеют окончание существительных І и ІІ склонений? 
  • Как спрягаются фамилии прилагательного типа на -ий,  -ов, -ев, -ив, -др? 
  •  Есть ли разница в склонении мужских и женских фамилий на -в и согласные? 
  •  Спрягаются ли мужские фамилии на -их?
    •  Все ли имена, которые заканчиваются в именительном падеже на -р, в родительном падеже имеют окончание -а (сравнить Игорь, Лазарь)?
    • Или в падежах типа Антон, Прокоп, Федор в косвенных падежах -и чередуется с -в (сравнить: Лаврин, Авенир)?

ІІІ. выполнение разных видов практических задач.

Задача 1.

Раскрыть скобки и поставить существительные І склонения в О. В. единственные числа. Красной (звезда), теплой (рука), засеяно (площадь), под высокой (круча), стройной (груша), с другом (Саша).

Задача 2.

Поставить существительные-омонимы в В. в. единственные числа.

 

Названия городов

Фамилии людей

Гурьев Гурьев
Базилик Базилик
Киров Киров
Балашов Балашов

Задача 3. Объяснительный диктант.

О происхождении Маруси Богуславки говорит ее имя. Жила когда-то в городе Богуслав в семье священника украинская девушка. Налетели тучей татары и забрали ее в плен. Преодолела она тяжелый путь от родного города Богуслава в Крым, пережила весь ужас неволи и была продана в Турцию. Можно предположить, что она — жена турецкого хана и что хан доверил ей ключи от тюрьмы-темницы, в которой 30 лет мучились 700 украинских невольников (По О. Апановичу).

IV. Задача из культуры языка и стилистики.

Карточка 1.

Прочитать текст, определить его стиль. Объяснить значение слов голубизна, полоски. Какими словами писатель изображает весну, воду? Как это влияет на стилистическую окраску текста?

Еще ранняя весна, когда над степями покатили весенние тепла, и согретые солнцем поля буйно выделяют пар, прозрачной земной силой стремятся в небо, и механизаторы говорят: «На урожай!». Пройдет некоторое время, и засвистит над степью суховей, выпьет влагу, разгонит марево, а пока что текут и текут они, купаются пространства, перебегают пути степи, и даже в городах этого края, через широкие проспекты в новых микрорайонах навстречу троллейбусам журчат такие вот иллюзорные пречистые реки (О. Гончар).

Карточка 2.

Пользуясь толковым словарем, подобрать синонимы к существительным, объяснить их стилистические оттенки, с отдельными синонимами составить предложение.

Справка. Дом (дом, камяница, дом, землянка, хибарка); лицо (лицо, морда); лоб (лоб); колодец (колодец, копанка); мама (мамочка, матушка); дождь (ливень, изморось, гроза).

Карточка 3.

 

Космонавт

Юрий Алексеевич Гагарин Валентина Владимировна Терешкова

Комбайнер

Василий Иванович Голубь

Мария Ивановна Давыденко

Агроном

Иван Петрович Зинченко

Ольга Сергеевна Петренко

Академик

Михаил Сидорович Коломыйченко

Элеонора Павловна Скрипченская

Директор школы

Иван Макарович Осипенко

Юлия Михайловна Козаченко

     

 

Прочитать словосочетание, записанные в колонке слева, подчеркнуть в каждом из них существительное, которое означает профессию, должность, ученое звание человека, определить род этих существительных.

К женским именам, именам отчествам, фамилиям устно добавить существительные, которые означают профессию, должность, ученое звание женщины, сопоставить оттенки синонимических высказываний.

Выполняя упражнение, ученики убеждаются, что такие формы, как «агрономша» и другие не присущи литературному языку. Используют эти формы лишь в экспрессивном языке (разговорный и художественный стили) в тех случаях, когда хотят придать высказыванию иронический оттенок.

Карточка 4.

Устно определить, какие из представленных существительных, обозначая профессию, должность, ученое звание женщины, не имеют женского рода.

Судья, декан, учитель, кладовщик, каменщик, геолог, инженер, тракторист.

Справка. Судья, декан, каменщик, инженер, геолог.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать