x x
menu

Пословицы и поговорки. Народное представление об окружающей среде

Цель:   ознакомить учеников с одним из жанров устного народного творчества - пословицами и поговорками; осмыслив литературоведческий материал, ученики должны понять суть понятий «поговорка», «пословица»; воспитывать интерес у учеников к народному творчеству, воспитывать чувство гордости за свою Отчизну, ее культурное наследие.

Тип уроков:     уроки изучения нового материала.

Оборудование: хлеб-соль, калина, вышитые рушники, таблица, плакаты.

Народ скажет, как завяжет. Народное творчество.

Ход урока.

I.        Организация класса.

II.        Сообщение темы, цели урока.

III.        Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Дети, сегодня мы с вами отправляемся в далекое и привлекательное путешествие в две страны сразу - Пословица и Поговорка. Это государства прошлого, настоящее и будущего. А жители - люди, обычные граждане, как мы с вами; они и создали эти могущественные, вечно живые и мудрые страны.

Научные работники считают, что большинство пословиц и поговорок были созданы народом до XVII ст.

Дети, вы готовы к путешествию? Тогда начинаем отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск!

Мы пролетаем с вами над давним государством Пословицы. Что же означает это слово? Пословица - один из видов устного народного творчества. С давних времен пословицами люди выражали свои знания о разных явлениях жизни общества и природы.

 Например, выращивая зерновые и овощи, люди убедились, что землю нужно подкармливать, и этот опыт высказали так: «Кто землю удобряет, тому и земля возвращает». Есть много пословиц о том, как беречь здоровье, честь, родную землю, относиться к людям.

Давайте рассмотрим архитектуру этого государства. Пословица в краткой форме излагает одну какую-то мысль. Чаще всего она представляет собой всего одно простое предложение. Народные пословицы имеют такие особенности.

1.  Обобщение народного опыта

2.  Поучительность

3.  Сжатость и емкость высказанной мысли

4.  Меткость и поэтичность

5.  Использование в прямом и переносном смысле

6.  Малый объем.

Давайте отдохнем несколько минут, детальнее ознакомившись с этой страной - жемчужиной народной мудрости. Обратите внимание вот на этот рекламный плакат:

За родной край жизнь отдай. Как вы понимаете эти слова? Объясните. И вот еще один:

Даже птичка имеет родную землю. Объясните значение этих слов. Свою мысль обоснуйте. Взгляните сюда. В типографии, наверное, допустили ошибку. Что-то здесь не то, какая-то бессмыслица:

Не бедствию смейся чужому. Давайте поможем жителям страны. Иначе они никогда не узнают, что здесь написано. И вот еще такая пословица, похожая на предыдущую:

Не воду и холодную за берется. Очень хорошо. Я думаю, пословица будут признательна за нашу работу. Двигаемся дальше.

На горизонте страна Поговорка. Поговорка - образное выражение, которое сжато и метко означает какое-то явление жизни. Поговорка только намекает на вывод.

Взгляните, какое чудное название города:

Из огня да в пламя. И вот еще одна:

Гоняться за двумя зайцами.

 Да, в стране Поговорок много интересных названий городов. Предлагаю отдохнуть и удивить своими способностями наших друзей и соседей.

1. Работа группами.

Задача 1.

Обработайте данные предложения так, чтобы они стали краткими, точными, звучали слаженно, как пословица.

1) Родная сторона всегда будет матерью, а вот чужая сторона всегда останется мачехой.

2) Никогда не смейся над старым человеком, так как сам когда-то таким будешь.

3) Все твои раны заживятся, пока свадьба пройдет.

4) Кто в школе хорошо учится, тот и на поле будет полезным.

Задача 2.

  • Выбросить лишнее:
  • Век живи – век учись.
  • Будьте здоровы!
  • Учиться никогда не поздно.
  • Пусть вам везет!
  • Не говори - не умею, а говори - научусь.
  • Чтобы тебе хорошо было!
  • Косо, криво, лишь бы живо.

Задача 3.

(Ученики работают парами).

Объясните, о чем речь идет в группе пословиц и поговорок. Подобрать заголовок (о родном крае, о науке, работе). Книга учит, как на свете жить. Кто грамоту умеет, тот лучше сияет. Мудрым никто не родится, а научился. Без труда нет плода. Сделал дело - гуляй смело! Работа человека кормит, а лень расточает. Каждому мила своя сторона. Какой народ, такие и порядки. Каждый край имеет свой обычай.

Задача 4.

На доске вразнобой написаны слова, их надо составить так, чтобы получить пословицу.

 

Людьми человеком между будь. Огня стерегись, как. Осина трясется, как.

3. Слово учителя.

Итак, наше путешествие подходит к завершению. Я надеюсь, что эти страны вас пленили и уже никогда не «отпустят» вас. Они живые, процветающие, в них есть будущее. Ведь пословицы, поговорки возникают постоянно, но распространяются в народе и передаются от поколения к поколению лишь самые содержательные и удачные из них.

Народные пословицы и поговорки обогащают наш язык, помогают сжато и образно высказать нашу мысль. Вот почему нужно запоминать пословицы и поговорки и употреблять их в собственном языке.

IV.       Итоги урока.

V.       Домашняя задача.

Напишите небольшой рассказ, взяв темой эпиграф урока.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать