x x
menu

Поэзия и Философия Одоевского

Большой интерес вызывают социальные прогнозы писателя, попытки предугадать нравы жизни и то, «какую форму получат сильнейшие чувства человека: честолюбие, любознательность, любовь». Одоевский убежден, что основными двигателями человеческого прогресса станут Поэзия и Философия, которые объединят для этих целей физиков, химиков, историков, лингвистов и т. д. Люди будут различаться не по классовому признаку, а по роду своей научной и производственной деятельности. Главное назначение Поэзии и Науки - уменьшить страдание, укрепить творческие начала в жизни людей, способствовать увеличению в каждом «чувства любви к человечеству». Особенных успехов достигнет в своем развитии Россия.

К 1338 году, как подчеркивает писатель, она станет центром «всемирного просвещения», страной с высочайшим уровнем техники и разумными общественными отношениями. Правда, и в отдаленном будущем Одоевский не может представить Россию без государя, хотя и просвещенного. Преувеличена также роль искусства и философии, которые поставлены над всеми науками, поскольку дают целостное представление о мире.

В целом же дух романтических повестей и рассказов Одоевского благотворен и оказал заметное влияние на прогрессивную общественность 30 - 40-х годов.

Исторический роман. К 30-м годам относится возникновение исторического романа, успехи которого отражали развитие национально-исторического самосознания русского общества, подъем его интереса к отечественному прошлому.

На Западе исторический роман уже приобрел к тому времени огромную популярность. Вслед за Вальтером Скоттом в жанре исторического романа начинают писать крупнейшие мастера западной литературы: Бальзак, Стендаль, Мериме, Виктор Гюго - во Франции, Манцони - в Италии, Ф. Купер - в США. Большинство пч них указывают на Вальтера Скотта как на своего учителя. Всеобщее увлечение историческим романом современники объяснили характером самой эпохи, наступившей после драматического финала наполеоновской эпопеи. В одной из журнальных статей 30-х годов читаем: «Раньше довольствовались при знакомстве с историей рассказами о сражениях и победах, теперь же, «вопрошая прошлое», хотят вникнуть в «самые мельчайшие подробности внутренней жизни». Именно этому интересу к. внутреннему, домашнему, повседневному в истории и отвечал реалистический исторический роман начала XIX в. Его популярность связывалась с демократическим движением того времени, с развитием национально-исторического самосознания народов, с развитием общественного интереса к проблемам истории.

Первым оказался, «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» М. Н. Загоскина, появившийся в 1829 г. Успех его был неслыханным в истории русской литературы. В последующие несколько лет появляется множество исторических романов, из которых определенную роль в развитии жанра сыграли «Рославлев, или Русские в 1812 году» (1830) Загоскина, «Клятва при гробе господнем» (1832) Н. А. Полевого, «Последний Новик, или Завоевание Лифлян-дии при Петре I», выходивший частями в 1.831 - 1833 гг., «Ледяной дом» (1835) и «Басурман» (1838) И. И. Лажечникова. В 1835 г. выходит повесть Гоголя «Тарас Бульба». В 1836 г. появляется «Капитанская дочка» Пушкина. Русский исторический роман был создан.

Полемика вокруг проблем исторического романа была важным моментом в той борьбе за реализм в русской литературе, которую с середины 20-х годов начал Пушкин, а затем продолжал Белинский.

В историческом романе первой половины 30-х годов обозначились три основных направления, которые можно было бы определить как дидактическое, романтическое и реалистическое. Первое, представленное М. Н. Загоскиным, К.П. Масальским (роман «Стрельцы»), В. Р. Зотовым, генетически восходит к исторической прозе Карамзина, к его сентиментально-моралистической повести на историческую тему. Ближайшей предшественницей романтического исторического романа Н. А. Полевого и И. И. Лажечникова были повести А. А. Бестужева 20-х годов. В развитии русского исторического романа первой половины 30-х годов происходила борьба между дидактизмом и романтической стихией, которые были проявлением определенного уровня исторического мышления, во многом проникнутого субъективизмом. Происходил также процесс накопления в исторической прозе и реалистических элементов.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать