не жизнь. Есть лишь выбор смерти. Мудрый отец выбирает для сына мгновенную смерть, а сам доказывает врагам, что они могут забрать у него жизнь, но не волю и не любовь к родине).

10. Работа в парах и группах над проблемным вопросом.

10.1. Создание «Паутинки дискуссии».

•          Кого можно считать победителем в поединке короля и пиктов?

Возможный вариант ответа:

Мы считаем, что, хотя пикты и погибли, однако они не стали рабами, не подчинились шотландскому королю. Ведь Вересковый мед - это символ национальной независимости, духовного единства пиктов, духа народа, символ любви к родине.

Победителями являются пикты.

 Пикты не выдали тайны верескового напитка, но погибли. Такой народ перестал существовать. Это нельзя считать победой.

Пиктов нельзя считать побежденными, так как завоеватель не завладел секретом верескового напитка, т.е. не сломил дух народа.

III. Рефлексия.

1. Сопоставление баллад.

1.1. Работа в парах. Оформление результатов с помощью диаграммы Вена.

•          В которой из изученных нами баллад также рассказывается о гибели народа? (Это баллада А. Мицкевича «Альпухара»).

•          Какие общие и отличительные признаки вы можете отметить?

2.         Беседа.

•          Почему нам очень близка эта баллада?  Подобна ли судьба пиктов и украинского народа? (Борьба украинцев с турецко-татарскими завоевателями, с поляками, с московщиной).

•          Какие произведения из курса украинской литературы отображают борьбу украинского народа за независимость?

3.         Обобщающий вывод.

В балладе автор провозглашает право каждого народа на свою землю, свои традиции, свободу. В этом плане баллада выходит за пределы шотландской тематики, приобретая обобщающее значение. Маленький эпизод помогает автору утвердить идею независимости народа. А сам Стивенсон выступает здесь как настоящий сын своей земли.

IV. Домашняя задача.

1.         Сравнить «Вересковый мед» с балладой А. Пушкина «Песня о вещем Олеге».

2.         Устное произведение на тему: «Ради каких идеалов следует жертвовать жизнью?».