x x
menu

Поэтизация древнерусского прошлого в балладе А. С. Пушкина «Песня о вещем Олеге»

Цель:   расширить знания учеников о жизни и творчестве А. С. Пушкина, о воплощении в его творчестве истории Киевской Руси; познакомить с содержанием баллады, углубить знание об обычаях и быте тех времен; развивать навыки выразительного чтения и анализа баллад; воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, репродукция картины В. Васнецова «Прощание Олега с конем»; книга «Повесть временных лет».

  • Лучшее пророчество - трезвая решительность и здравый смысл.
  • Еврипид.

Ход урока.

І. Актуализация познавательной деятельности.

1.         Презентация портрета А С. Пушкина.

2.         Работа с использованием приема «цепочка». Несколько слов о Пушкине.

Ученики рассказывают уже известные факты о жизни и творчестве писателя.

ІІ. Работа по теме урока.

Учитель. Пушкин... Всемирно известное имя. Оно приходит к нам в детстве и остается с нами навсегда. Еще не умея читать, наверное, каждый из нас знал уже волшебные сказки Пушкина, декламировал его звонкие сказки и певучие строки: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе то...». И вы - в плену сказки, где бывает то, чего не существует в жизни, где добро всегда побеждает зло, а любовь и искреннее сердце побеждают самые страшные чары.

Мы растем, и возвышается Пушкин. У каждого человека он свой, неповторимый, непредвиденный, загадочный. Однако всегда - добрый друг и руководство, так как со страниц его произведений говорит сама мудрость.

Н. В. Гоголь писал о нем так: «Пушкин явление чрезвычайное, и, возможно, единственное явление русского духа; это русский человек в его развитии, в котором он, возможно, появится через двести лет».

1. Сообщение группы биографов о жизни и творчестве поэта (опережающая задача).

Родился Пушкин 6 июня 1799 года в Москве в старинной дворянской семье, которая принадлежала к высокообразованной части московского высшего мира. Отец Сергей Львович, был знаком с лучшими писателями того времени - Карамзиным, Жуковским, Вяземским, которые были частыми гостями в их доме.

В детстве Пушкин воспитывался дома. И хотя систематического образования ему не дали, но мальчик хорошо выучил французский язык, на котором говорил весь высший свет,  пришел в восхищение от чтения книг из богатейшей домашней библиотеки. Значительный след в жизни будущего поэта оставила его няня Арина Родионовна, которая открыла Пушкину волшебный мир народных сказок и научила говорить по-русски.

В 1811 году Александра отдают на обучение в Царскосельский Лицей, в котором он проучился до 1817 года. Имена всех первых тридцати выпускников Лицея золотыми буквами вписаны в историю России. Среди них - Пушкин.

Именно в Лицее проявился талант будущего величайшего русского поэта.

В 16 лет появляется первый напечатанный стих Пушкина «Другу стихотворцу». А в 20 лет мир увидела поэма « Руслан и Людмила», что вызвала увлечение в самого В. А. Жуковского. Выдающийся поэт подарил молодому Пушкину портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя». Жуковский благословил нового поэта, пророча ему большую славу. Так оно и произошло.

«Солнцем русской поэзии» называли Пушкина современники. Жизнь же поэта была преисполнена постоянных несогласий.

После окончания Лицея Пушкина вынужден был оставить Петербург, поскольку вызвал гнев царя своими стихами, в которых открыто звучали мотивы свободы. Поэта заслали подальше от столицы, на юг, в Одессу. Дорога из Петербурга в Одессу пролегла через Киев, Екатеринослав, Черкассы.

Пушкин посетил Киев - легендарную столицу первого славянского государства, которое прославлялось своими храбрыми воинами, жаждой воли и свободы, перед которой склонялись даже сильные европейские государства. Он открыл для себя мир легенд Киевской Руси. Внимание поэта привлекла легенда о киевском князе Олеге. Он посетил могилу князя, похороненного в древнем городе на овеянной легендами горе Щекавице.

У Пушкина возникает замысел написать произведение о князе Олеге. И вот 1 июня 1822 года была поставлена последняя точка в стихе под названием «Песня о вещем Олеге».

Учитель. Почему именно этот киевский князь заинтересовал поэта? Что известно о нем? Послушаем сообщение группы историков.

2. Сообщение учеников о киевском князе Олеге (опережающая задача).

После смерти Рюрика остался маленький сын Игорь, который еще не мог быть правителем. И, зная это, Рюрик предварительно просил своего друга Олега править государством, пока вырастет Игорь.

Олег был храбрым и умным, победил во многих битвах и так увеличил территориально Россию, что при нем она протягивалась почти до Карпатских гор. В 882 году из Новгорода Олег осуществил поход на Киев, ухищрениями пригласил к себе в шатер киевских князей Аскольда и Дыра. Держа на руках Игоря, сказал: «Вы не князья, но я князь, и вот сын Рюрика». В это время воины Олега набросились на Аскольда и Дыра и жестоко убили. Разбив дружину Аскольда, Олег захватил Киев. Объединив свои владения на севере с Киевом, князь Олег оказывал содействие образованию единого государства, которое получило название Киевская Русь.

Главнейшим завоеванием князя было право беспошлинной торговли. В предместье Константинополя отводился целый квартал, возле церкви святого Мамонта, где могли жить русские купцы. Им определялось «гостеприимное» - определенное удержание на время пребывания в Царьгороде и все, что надо на дорогу. Они могли входить и в сам город, но, видно, греки очень опасались воинствующих русичей и потому в мирном соглашении с Олегом предусмотрели: входить разрешалось лишь по 50 человек через одни ворота без оружия и обязательно в сопровождении греческого воина.

После заключения мира греки водили русских послов в храмы и дворцы своей замечательной столицы, показывали им виднейшие места. Так военный поход Олега дал Киевской Руси не только возможность выгодно торговать с Царьгородом, а и ознакомил молодое государство с многовековой культурой Византии.

Короткий поэтический рассказ о жизни и смерти Олега привлек внимание Пушкина, и поэт, как вы знаете, написал «Песню о вещем Олеге».

Учитель. Гуляя склонами Днепра, Александр Пушкина заинтересовался давней легендой о киевском князе Олеге. По рассказам, могила князя была на горе Щекавице. Когда-то киевляне Щекавицу называли Олеговой могилой или просто Олеговной. Пушкин так и не нашел могилы князя, но впечатление от истории о пророках и властителях отобразил в «Песне о вещем Олеге». Пушкин считал поэтов пророками, вестниками правды, поэтому они не должны зависеть от властителей.

В летописи «Повесть временных лет» одна из легенд посвящена князю Олегу. Предоставим слово группе архивных работников.

3.         Презентация «Повести временных лет» группой архивных работников (опережающая задача).

«И жил Олег, княжил в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег своего коня, которого поставил кормить и не садился на него, так как он спросил когда-то волхвов и ворожбитов: «От чего мне умереть?». И сказал ему один ворожбит: «Князь! От коня твоего, которого ты любишь и на котором ты ездишь, от него ты умрешь».

Запали слова эти Олегу в душу, и сказал он: «Никогда не сяду на него и никогда не увижу его». И велел кормить коня, но не водить к нему. Так он прожил несколько лет, не видя его, аж пока не пошел на греков, а когда вернулся в Киев и прошло четыре лета, на пятое вспомнил он коня, от которого волхвы предсказали ему умереть. И позвав старого конюха, спросил Олег: «Где мой конь, которого я поставил кормить и ухаживать?». Конюх сказал: «Умер». Олег упрекнул поэтому ворожбитов и промолвил: «Неправду говорят волхвы. Все их слова - вранье. Конь мой умер, а я живой». И велел Олег оседлать себе коня: «Хочу увидеть кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «Не от этого ли черепа смерть мне принять?». И наступил ногой на череп, и выползла змея из черепа, и ужалила его в ногу. От того расхворался Олег и умер. И все плакали за князем плачем большим, и понесли его хоронить на горе, которую называют Щековица. Эта могила есть до сих пор, ее называют Олеговой. А всего княжил он 33 года».

4.         Чтение стиха учителем.

5.         Словарная работа.

Сообщение группы лингвистов (опережающая задача)

•  Вещий — 1) способен предусмотреть будущее; 2) мудрый, проникновенный.

•          Хазары — полукочевые племена, которые в І тыс. н.э. жили в степях Юго-Восточной Европы.

•          Отроки — подростки до 15 лет, княжеская челядь.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать