x x
menu

«Поэтическое искусство» Поля Верлена как стихотворный манифест символизма

Художественно-смысловое новаторство «поэзии души» П. Верлена. Сугестивный характер стихов «Забытые ариетты» и «Так тихо сердце плачет...».

Цель: ознакомить учеников с жизнью и творчеством поэта-символиста, заинтересовать ими; развивать навыки анализа лирического произведения; воспитывать стремление к прекрасному, любовь к поэзии. Оборудование: портрет писателя, издание его произведений; аудиозаписи музыкального фрагмента «Сентиментальной прогулки» (Д. Тухманов).

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Наиболее оригинальный, грешный, мистический. Наиболее вдохновенный и настоящий среди современных поэтов.

Анатоль Франс

Ход урока

I.             Организационный момент

II.            Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Наиболее оригинальной, грешный, мистический. Наиболее вдохновенный и настоящий среди современных поэтов»,- так высказывался Анатоль Франс о Поле Верлене (обращение к эпиграфу урока). Страстный и неуравновешенный, чувствительный и чрезвычайно эмоциональный, богемный художник и скандальный узник - таким был признан мастер импрессионизма, зачинатель символизма в французской поэзии - Поль Верлен, которого в 1891 году признали «Королем поэтов»... О нем будет идти речь сегодня на уроке.

III.           Объявление темы и цели урока

IV.           Актуализация опорных знаний

Эвристическая беседа

♦             Что обусловило духовный переворот в умонастроениях людей в конце ХIХ — в начале ХХ столетия?

♦             Чьи идеи этого времени были наиболее распространенными? В чем их суть?

♦             Назовите характерные признаки декаданса.

♦             Что такое модернизм? Охарактеризуйте его общие черты.

♦             Какие течения принадлежали модернизму?

♦             Охарактеризуйте символизм.

V.            Восприятие и усвоение нового учебного материала

1.             Слово учителя.

Поль Верлен родился в городе Мец в семье военного инженера. Девять лет он учился в школе Ландри, которую закончил с дипломом бакалавра словесности. В Париже, куда семья переехала после отставки отца, юноша записался в университет на юридический факультет. Но оставил обучение, ведь профессия адвоката его не интересовала. В 1864 году он поступил на службу в страховое общество, потом в мэрию и в городскую ратушу.

Еще в 14 лет проявилась его литературная одаренность. В 1863 году был напечатан его первый стих. В скором времени Верлен присоединяется к парнасцам.

2.             Выступления учеников с сообщением о литературной группе французских поэтов «Парнас».

3.             Слово учителя.

Выходят первые сборники поэта - «Стихи Сатурна» и «Галантные празднования» (или «Изысканные праздники»), на которые обозначилось влияние еще одного литературного учителя Верлена - Ш. Бодлера.

Верлен вступает в брак с Матильдой Моте, поддерживает Парижскую коммуну. Опасаясь преследований, уезжает из Парижа. В это время знакомится с юным поэтом Артюром Рембо. На протяжении двух лет они путешествуют по странам Европы. Поссорившись с Артюром, Верлен выстрелил из пистолета и ранил его. За что получил два года заключения. В тюрьме Верлен старался переосмыслить свою жизнь, очиститься, вернуться к Богу. Но весьма сильными были его отрицательные страсти, чтобы удержаться от морального падения.

Как не удивительно, но именно на это время приходятся виднейшие поэтические достижения - выходят сборники «Романсы без слов», «Мудрость», «Давно и недавно», серия статей «Проклятые поэты» и др.

С середины 1880-х годов поэта преследуют болезни. Но он создает немало новых поэтических сборников - «Любовь», «Параллельно», «Посвящения» и др., автобиографическую прозу, пьесы. Несколько раз он путешествует в Нидерланды и Бельгию с программой публичных выступлений. В 1896 году поэта не стало.

В начале своего творческого пути поэт увлекался «парнасцами», которые пропагандировали «искусство для искусства», культ красоты и утонченную сложность стиха. Но исподволь выстраивалась собственная, самобытная творческая манера. По словам литературоведа Д. Наливайко, она является «...ярким воплощением поэтического синтеза импрессионизма и символизма». С одной стороны, Верлен стремится выразить мгновенные впечатления, воссоздать в нюансах и полутонах быстротечное чувство (импрессионизм), а с другой - предоставляет этому впечатлению символических, обобщенных значений, выстраивает систему «соответствий» между внешним и внутренним мирами (символизм).

4.             Выразительное чтение поэзии П. Верлена «Поэтическое искусство»

5.             Обмен впечатлениями, эвристическая беседа.

Какое первейшее требование ставит автор к поэтическому слову?

Как относится автор к четким, ясным краскам, что предлагает?

Что говорит поэт о проблемах настоящего, насколько они, по его мнению, совместны с поэзией?

Как автор относится к приемам риторики, рифм, с чем их сравнивает? Найдите это в тексте.

Какое содержание вкладывает, по вашему мнению, поэт в слово «литература»?

Выпишите из стиха понятия, которые противопоставляются, прокомментируйте их.

6.             Слово учителя.

Стих П. Верлена «Поэтическое искусство» стал поэтическим манифестом символизма. Написан в 1874 году, а напечатан в 1882 году. «Прежде всего - музыка в слове» - таков главный тезис поэта. Понятие музыкальности он трактует довольно широко. Это преодоление в поэзии всего, что мешает лирическому самовыражению: законов логики, обычных форм стихосложения, точности содержания. Поэт, по Верлену, - медиум, которым руководит интуиция, а не логика.

В этом же году (1874), кроме «Поэтического искусства», вышел сборник П. Верлена «Романсы без слов», который состоит из трех разделов: «Забытые ариетты», «Бельгийские пейзажи» и «Акварели».

Среди девяти «Забытых ариетт» (ариетта - небольшая ария, простая по изложению и песенному характеру мелодия) известнейшей является поэзия «Так тихо сердце плачет» (перевод М. Рыльского).

7.             Выразительное чтение поэзии П. Верлена «Так тихо сердце плачет».

8.             Обмен впечатлениями, эвристическая беседа.

Какое настроение навевает эта поэзия?

О чем этот стих - о природе или состоянии  человеческой души?

Какие принципы автора, провозглашенные в «поэтическом искусстве», отразились в произведении?

9.             Слово учителя.

За притворной простотой стиха прослеживается большое мастерство автора, его новаторство, открытие «поэзии души». Верлен использует все богатство фонетики французского языка, который вызывает трудности у переводчиков. Поэт широко использует аллитерацию (повторение одних и тех же согласных), ассонанс (повторение одинаковых гласных), игру однокоренных слов, тавтологические рифмы-повторы. Сложная система рифмования объединяется с простым разговорным синтаксисом: предложения короткие, часто неполные, это восклицания и жалобы. Гибкости предложениям добавляет и такой прием, как перенесение строки.

В стихе всего шестнадцать строк, а раскрывают поэзию целой души.

10.           Аналитическое комментирование

Учитель. Сравните переводы стиха «Так тихо сердце плачет» разными авторами.

Пение без слов

Горячее сердце плачет, Будто дождь в городе идет. В сердце печаль будто, Поэтому так горько плачет. Приятно так дождит Над крышей, над землей. И на душе в этот миг У меня тоже дождит!

Эти слезы без причины У меня на душе. Неужели все минутное? Эта грусть без причины. На сердце удивительно так - Ни гнева, ни любви. Чего же мне, однако, На сердце тяжело так?

Перевод Н. Терещенко

Из сердца рвется плач, Как дождь льется с неба. От измены или неудач, откуда этот тоскующий плач? О, грохот ливня По крышам, по земле! На сердце несчастливое

Уплывают пения

Ложится без причин Тоска на сердце тоска. От отчаяния хоть кричи! От мучения деться негде, рвет сердце напрасная печаль. Любви и ненависти нет, а деться негде!

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать