x x
menu

Подъем радиодраматургии Германии

Кино и радио, а с 50-х годов и телевидение стали с самого начала «оптовыми потребителями» литературы, прежде чем появилась специальная литература, ориентированная на эти виды искусства. Сценарии, написанные для телевидения, отвечают специфике этого средства массовой коммуникации. И в то же время они вполне сопоставимы с произведениями других литературных жанров, особенно с драматургическими произведениями для театра и с эпической прозой.

Средства массовой коммуникации сыграли исключительно важную роль в укреплении «связи искусства с массами, с повседневной жизнью, вовлечении художественных произведений и эстетических переживаний в быт и будничные привычки людей, которые осознали свои проблемы как проблемы искусства, что повлияло на расширение традиционных границ эстетики».

Уже в период между 1925 и 1933 годами Бертольт Брехт, Фридрих Вольф и Рудольф Леонгард внесли ценный вклад в зарождение радиопьесы 122. После 1945 года большое внимание уделялось целенаправленному развитию этого жанра. Предпочтение отдавалось произведениям классического наследия, антифашистской эмиграции, мировой драматургии. Лишь в 1950 году количество оригинальных радиопостановок превысило количество драматических переработок для радио. Наиболее успешными радиодраматургами первых послевоенных лет стали Фридрих Карл Кауль (1906-1981) и Берта Ватерштрадт (род. в 1907 г.).

Радиопьесы Кауля (так же, как и многие из его последующих телеспектаклей) заимствовали свой материал из истории и практики судопроизводства. Берта Ватерштрадт обращалась к судьбам немецких рабочих семей, как, например, в радиопьесе «Пока был выключен ток» (1946).

В начале 50-х годов радиопьеса стала действенным оружием в борьбе за мир и в политических схватках, происходивших на мировой арене. Наиболее значительными радиодраматургами этого периода были Рудольф Леонгард и Максимилиан Шеер (1896-1978). Одной из вершин в обличении германского милитаризма стал радиомонолог Вальтера Карла Швейкерта (род. в 1908 г.) «Внимание, говорит Хакенбергер!» (1961). В трехчастной радиопьесе «Выздоровление» (1954) Карла Георга Эгеля (род. в 1919 г.) и Пауля Винса прошлое последней войны также находит свой отклик в настоящем.

Начиная с середины 50-х годов радиодраматургия во все большей мере осваивает материалы и темы современной действительности. Особое предпочтение отдается проблемам взаимоотношения людей в социалистических коллективах. Проблемам партийной работы и социалистических преобразований в сельском хозяйстве посвятил ряд своих радиопьес, построенных обычно на острых конфликтах, Бернгард Зеегер.

Полнее и многообразнее отражены взаимоотношения людей при социализме в 60-е годы: этот жанр играет едва ли не ведущую роль в постановке новых и актуальных вопросов. Большая заслуга в этом принадлежит Герхарду Ренчу (род. в 1926 г.) и Рольфу Шнайдеру.

Подъем радиодраматургии Германии связан прежде всего с именем Гюнтера Рюкера.

В радиопьесе «Ночная смена» (премьера состоялась в 1952 г.) он первым предпринял попытку рассказать о проблемах нового времени в обществе, где труд стал свободен. Конфликт пьесы «Дори» (премьера - 1953 г.) основывается на тех исторических решениях, которые стояли перед немцами в эти годы. Обращаясь к историческим темам, Рюкер мастерски использовал форму радиопьесы-монолога («Место у окна», 1961; «Место у окна напротив», 1962; «Реквием по фонарщику», 1962; «Отчет № 3», 1970). Многоплановый образ социалистической действительности создан Рюкером в радиопьесе «Модель» (1970): в четырех эпизодах из современной повседневной жизни рассказывается о женщинах, счастливая судьба которых противоречивым образом связана с самим характером нового общества. Радиопьесой «Портрет толстой женщины» (1971) Рюкер внес существенный вклад в начавшийся в 70-е годы процесс интенсивного осмысления писателями Германии проблем литературного творчества.

Радиопьесы Рюкера, создавшего также ряд интересных сценариев для художественных и документальных кинофильмов, подкупают прежде всего своей жизненной достоверностью, точностью деталей, меткостью языка.

Начиная с середины 50-х годов немалое значение обрела литературная работа для телевидения. Разумеется, на первых порах речь шла прежде всего о поиске специфических выразительных средств. Характерной для целого ряда произведений малого жанра была главным образом кинематографическая подача актуальных проблем и установок. Порою использовались традиции буржуазного сценического искусства легких жанров. Первые серьезные успехи непосредственно связаны с театральной драматургией, поэтому телепостановки легко и небезуспешно переносились на сцены театров. Это относится к телевизионным пьесам Фреда Рейхвальда (1921-1963), темой которых служили революционные преобразования в жизни людей деревни («Самосуд», 1957; «Риск Марии Диль», 1957; «Охотник за гектарами», 1959), а также к первым работам Гельмута Заковского (род. в 1924 г.): «Решение Лены Матке» (1958), «Камни на дороге» (1960), «Лето в Хайдкау» (1964) и шванк «Женские распри и хитрости любви» (1961). В них рассказывалось о простых крестьянах и о конфликтах, возникших в ходе социалистического строительства в деревне. Сильное впечатление производит жизненность характеров, созданных Гельмутом Заковским, особенно в женских образах.

Творчеству Рейхвальда и Заковского тематически близки телевизионные пьесы Бернгарда Зеегера, в основу которых были положены его радиопьесы, что порою заметно по некоторой скупости зрительного ряда и преобладанию диалогов. Партийная страстность, с которой Зеегер изображает простых людей труда и сознательных коммунистов, определяет идейно-художественные достоинства его двух телевизионных трилогий, показанных в 1966 и 1967 годах под названиями «Наследники Манифеста» и «Ганнес Тростберг».

В 60-е годы специфические художественные возможности телевидения использовались уже в гораздо большей мере. Огромный успех у зрителей имели многочастные «телевизионные романы» и телепостановки, как, например, телевизионный цикл «Совесть пробуждается» (1961), сценарий для которого Ганс Олива-Хаген (1922-1983) написал по книге воспоминаний и при участии Рудольфа Петерсхагена.

Драматическая судьба, трудный, полный острых конфликтов путь бывшего офицера нацистского вермахта, сделавшего сознательный выбор в пользу

26-1233

социализма, приобрели чрезвычайно актуальное звучание в этот период - вскоре после закрытия государственной границы Германии 13 августа 1961 года.

Композиционный художественный принцип этих телевизионных постановок, хронологически последовательно показывавших человеческие судьбы в их связи с важнейшими политическими событиями и основными общественными силами, продолжал традиции социального романа.

В многосерийном телевизионном фильме «Ректор Шлютер» (1965-1966) Карла Георга Эгеля показаны судьба и духовный путь ученого во второй трети нашего века, границы и возможности, которые предоставляют ему капиталистический и социалистический общественный строй для раскрытия его творческих способностей.

Схож по построению, но целиком и полностью направлен на сатирическое разоблачение главного персонажа телевизионный роман К. Г. Эгеля «Я - Аксель Цезарь Шпрингер» (1968-1970, в сотрудничестве с Гарри Сце-пуком), в котором рассказывается о темном прошлом и реакционной сущности газетного короля Германии.

Широким историческим полотном стал телевизионный роман Герхарда Бенгша (род. в 1928 г.) «Крупп и Краузе» (1969-1970). Создав в 60-е годы ряд телевизионных художественных фильмов о положении трудящихся в Германии («Ночная смена», 1960; «Надежда в кредит», 1961; «Манко», 1962; сценарий для экранизации романа Макса фон дер Грюна «Светляки и пламя»,

1966), Герхард Бенгш решил на этот

раз проследить начиная с 20-х годов судьбу одного из крупповских рабочих, противопоставив его «пушечному королю» из Рура.

Оба эти героя, как и множество второстепенных персонажей, являются носителями антагонистических противоречий между двумя главными классами капиталистического общества. В этом телевизионном фильме Бенгшу удалось с большой убедительностью рассказать также о победе рабочего класса в Германии и тем самым показать конфронтацию между Круппом и Краузе как противостояние двух различных общественных систем на немецкой земле. Главное достоинство телевизионного фильма «Крупп и Краузе» состоит в том, что решающие, коренные вопросы современной эпохи наглядно изображены в нем на примере конкретных человеческих судеб.

С наибольшей последовательностью и успехом в жанре телевизионного романа работает Гельмут Заковский. Его многосерийные телевизионные фильмы «Дороги странствий» (1968) и «Даниэль

Друскат» послужили важным вкладом в художественное изображение средствами социалистического реализма духовного становления граждан Германии. В центре телефильмов находится жизненный путь героев Заковского, а отдельные драматические или комедийные эпизоды их жизни оказываются неразрывно связанными с важными историческими событиями.

Телефильм «Дороги странствий» повествует о бывшей батрачке, потом крестьянке, «Даниэль Друскат» - о молодом крестьянине, впоследствии руководителе сельского хозяйства. Им приходится бороться и с эксплуататорами, и с людьми труда, пошедшими по ложному пути, а в «Друскате» - и с тем образом мыслей, стилем руководства, которые несовместимы с социализмом.

Заковский показывает в своих фильмах,

каким трудным препятствием для строительства новой жизни было тяжкое

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать