x x
menu

Победитель или побежденный? Образ Гамлета. Проблема морального выбора и поступка

Цель:   проанализировать сюжет трагедии в единстве содержания и формы, проследить эволюцию главного героя, определить средства раскрытия его характера; дать определения понятию монолог, раскрыть характерные особенности и функции монологов Гамлета; развивать навыки анализа литературного образа, умение высказывать свою мысль о прочитанном, навыки самостоятельной работы с текстом; оказывать содействие формированию мировоззрения учеников, их моральных и гражданских компетентностей.

Тип урока:     урок-исследование.

Оборудование: портрет В. Шекспира, видеомагнитофон, видеокассета с художественным фильмом «Гамлет», магнитофон, аудиокассета с песней В. Высоцкого «Мой Гамлет», опорная схема «Эволюция внутреннего состояния Гамлета».

  • Герои, созданные Шекспиром,
  • не типы какой-то страсти,
  • какого-то порока, а существа живые,
  • преисполненные многих страстей,
  • многих пороков.

А. С. Пушкин.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Подготовка к восприятию учебного материала.

Любовь, дружба, брак, отношения детей и родителей, война и мятеж внутри страны, смысл жизни, духовное величие и низость - такой круг тем, затронутых в пьесе. Тем не менее, она имеет один драматический стрежень - это судьба принца Гамлета. Для современников Шекспира «Гамлет» был драмой кровавой мести, историей о том, как датский принц отомстил за убийство своего отца - короля. Но время шло, изменялась жизнь, восстанавливалась культура, другим стал театр, вкусы. Но «Гамлета» начали воспринимать иначе.

Создана трагедия в 1601 году. Прошло два столетия, и великий Гете увидел в Гамлете не мстителя, а мыслителя. По его словам, Гамлет - благородный, прекрасный человек, хотя и не способный выполнить возложенные на него задачи. Так родился новый Гамлет - меланхолический, бездействующий. Со временем понимание большой трагедии углублялось. Стало понятным, что главное здесь - не во внешних событиях, а в сознании героя.

В его душе разыгрываются драмы не менее мучительные и страшные, чем те, что происходят с разными действующими лицами пьесы. Эта точка зрения нашла свое отображение в стихе Б. Пастернака «Мой Гамлет», который я предлагаю вам послушать в исполнении В. Высоцкого. (Ученики слушают песню В. Высоцкого «Мой Гамлет»).

Кто же он, Гамлет? Борец со злом или бездействующий меланхолик, победитель или побежденный? Ответ на этот проблемный вопрос мы должны дать сегодня.

II. Сообщение темы, задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель объявляет тему и эпиграф урока. (Ученики записывают в тетради).

Посмотрите внимательно на тему, попробуйте сформулировать задачи урока, над которыми будем сегодня работать. (Ученики формулируют задачу, учитель записывает их на доске).

Варианты задач.

•          Дать характеристику образу Гамлета, понять его позицию.

•          Учиться высказывать свою мысль связно, аргументировано.

•          Выяснить роль монолога в драматическом произведении.

Как вы думаете, почему, несмотря на то, что трагедия была написана в 1601 году, ее читают, изучают школьники во всех уголках нашей планеты по сегодняшний день?

•          Вы видели в своей жизни людей лишь с положительными чертами характера или лишь с отрицательными?

•          Среди ваших друзей есть такие, у которых есть и то, и другое?

•          Всегда ли вы поступали так, как хотели бы ваши друзья, учителя, родители?

•          Как бы вы хотели, чтобы в такой ситуации к вам отнеслись окружающие?

Самое главное для человека, когда складываются отношения с родными, когда есть понимание с близкими людьми. Но не в такой ситуации оказался Гамлет. Его не поняли мать, друзья, любимая, общество.

•          Как поняли его мы?!

III. Работа над темой урока.

1.         Ассоциативное упражнение.

•          Представьте, что перед вами мольберт, краски и кисти.

•          В цветной гамме вам нужно устно изобразить общее впечатление от прочитанного.

•          Какие цвета вы бы использовали? (Тусклые - черный, серый, кровавый).

•          А теперь к этому цвету добавьте оттенок, который бы характеризовал Гамлета, его душу? (Белый).

•          Почему вы выбрали именно эти цвета? (Серый - серая, бездуховная жизнь в Дании. Черный - цвет трагедии, чернота души правящей верхушки Дании: Клавдия, Полония, чернота их поступков. Кровавый - цвет интриг, большого количества смертей в замке Эльсинор. Белый - чистота души, вера Гамлета в человека).

2.         Работа с текстом.

А теперь перенесемся в Эльсинор. Тронный зал Эльсинорского дворца. Музыка, блистательность, красота. Всюду веселье: отмечается свадьба короля Клавдия и королевы Гертруды.

•          Каким мы видим Гамлета на свадьбе матери? (Печальный, разочарованный, опустошенный, он оплакивает смерть отца).

Но жизнь продолжается. Король умер - пусть живет новый король! Такой закон жизни. Именно об этом Гамлету напоминают Клавдий и Гертруда.

•          Так почему же все-таки герой грустит? Или только потеря отца причина такого его состояния? Что его смущает? Почему он считает мать  грешницей? (Его смущает торопливая свадьба матери. Она несет на себе моральный и христианский грех: кровосмешение).

Гамлет на грани самоубийства. Но самоубийство по законам христианской морали - большой грех. Именно это и останавливает Гамлета. Он в отчаянии! А судьба наносит новый удар. Он узнает об обстоятельствах смерти отца.

•          При каких обстоятельствах это произошло? (Ему рассказал призрак).

 Сейчас мы пересмотрим с вами отрывок из художественного фильма

«Гамлет», главную роль в котором исполнил известный русский актер И. Смоктуновский. Кстати, это - одна из наилучших его ролей.

•          Какой приказ дает Призрак Гамлету и о чем предупреждает? (Ученики просматривают видеоматериал).

•          Как принц воспринимает слова Призрака? (Они его волнуют, он решает их проверить).

•          Зачем Гамлет притворяется сумасшедшим? (Лишь шут или сумасшедший может открыто обвинять в преступлении короля).

Задача № 1.

•          Раскройте скрытое содержание высказываний «сумасшедшего Гамлета»:

а)         «Быть честным в наши времена — это значит быть одним на десять тысяч». (Гамлет подвергает критике тогдашнее общество, констатирует обесценение высоких идеалов).

б)         «Тот, кто играет королей, будет у нас желанным гостем». (Гамлет намекает на то, что Клавдий — не настоящий король, каким был его отец. Это намек на ужасную игру).

Не забываем, что не Дания, не прошлое, а тогдашняя Англия становится объектом изображения Шекспира. И сам Гамлет - не ограниченный датский принц, охваченный жаждой мести, а современник Шекспира, который переживал, как и он, - больно и беспомощно - духовную деградацию общества и разрушение гуманистических идей. Замок в Эльсиноре является моделью мирового зла. Гамлет это понял, и невольно его личный конфликт, который связан с убийством отца, превращается в исторический конфликт. Гамлет в отчаянии, ведь ему противостоит не только Клавдий, и даже не зло Эльсинора, а мировое зло. Перед Гамлетом стоит вопрос: «Быть или не быть?».

Обратимся к монологу Гамлета, который начинается с вопроса «Быть или не быть?».

Теория литературы.

•          Напомните, пожалуйста, определение монолога. (Монолог -  высказывание одного человека).

Сегодня я предлагаю расширить его, и поможет нам в этом «Словарь литературоведческих терминов».

Монолог (гр. mono — один, logos — слово) — продолжительное, внутренне однородное и связное высказывание, которое принадлежит одному субъекту и выражает его мысли, сознательные или подсознательные переживания, рефлексии, чувства.

Во время чтения трагедии вы неоднократно встречались с разнообразными монологами.

•          Определите функции монологов Гамлета в пьесе. (Это форма раскрытия внутреннего мира героя, его разногласий и поисков. В них содержится характеристика мира, осмысление места человека в нем. Это средство как психологической характеристики героя, так и социальной критики мира).

Задача № 2.

Так вот, перейдем к монологу «Быть или не быть?». Поскольку вы владеете английским языком, предлагаю послушать его на языке оригинала.

•          Прослушайте выступление одноклассника, определите лейтмотив этого

 отрывка и слова, в которых он звучит. А также выскажите свои впечатления о выразительном чтении отрывка.

Лейтмотив - это деталь, образ, вопрос, который проходит через все произведение.

Задача № 3.

Одной из ваших одноклассниц была предложена творческая задача: сделать дословный перевод монолога Гамлета на украинский язык, а потом на основе этого перевода сделать перевод поэтический. Удалось ли ей выполнить задачу, мы сейчас убедимся. - А ваша задача определить, передала ли она основное содержание монолога Гамлета, и созвучный ли он с оригиналом.

•          Попробуйте определить, о чем Гамлет говорит в этом монологе? (В монологе речь идет о жизни и смерти. «Быть или не быть?». Для Гамлета - это жить или не жить. Жить такой жизнью, которой живут в Дании, он не может и не хочет. Это для него - духовная смерть. Поэтому более честной он считает смерть физическую, которая является формой протеста против лживых законов мира).

•          Почему в конце монолога Гамлет обращается к Офелии с просьбой помолиться за него? (Смерть для него ничего не означает: «Умереть - заснуть, не больше», так как для него страшнее смерть духовная, жизнь, которая превращается в медленное умирание. Однако самоубийство не одобряется церковью. Поэтому Гамлет обращается к Офелии с просьбой помолиться за него, так как Бог не примет его, потенциального самоубийцу).

Задача № 4.

•          Сопоставьте сонет № 66 Шекспира с монологом Гамлета «Быть или не быть?». В чем они созвучные?

•          Что помогает лирическому герою выжить?

•          После пьесы «Ловушка», которую Гамлет написал и поставил в Эльсиноре, он узнает правду об отце, наблюдая за поведением короля. После спектакля принц застает Клавдия за молитвой.

•          Какого библейского героя напоминает Клавдий в этой сцене? (Каина, который мучается за убийство Авеля).

•          Найдите слова, которые передают душевное состояние Клавдия. (Ученики зачитывают монолог Клавдия).

•          Почему Гамлет, умирая, просит Горацио не подвергаться отчаянию и не накладывать на себя руки? (Он хочет, чтобы Горацио передал историю Гамлета следующим поколениям, и они получили из нее урок).

•          Почему Гамлет, увидев Клавдия на коленях, спиной к себе, не убил его?  Свидетельствует ли это о нерешительности Гамлета? Свои мысли подтвердите текстом. (Убить Клавдия во время молитвы — означало бы отправить его душу на небо. «Это же награда скорее, а не смерть»).

•          После каких событий Гамлет, не колеблясь, убивает Клавдия? Почему? (После поединка с Лаертом и смерти матери Гамлет убивает Клавдия не столько ради мести, сколько потому, что мыслящий человек не может позволить, чтобы государством правил негодяй и победило зло).

•          Как оценивает поведение Гамлета Фортинбрас? (Считает его героем, хоронит с почестями).

3. Характеристика образа Гамлета.

•          Не потерял ли Гамлет под нажимом трагических событий веру в людей, любовь, дружбу, порядочность? (Нет, не потерял, он отдал за это свою жизнь и верил, что будущие поколения поймут его шаг, намерения и не допустят подобной ситуации).

 Давайте попробуем с помощью приема «Микрофон» заполнить схему, которая будет отображать эволюцию внутреннего состояния героя на протяжении трагедии. (Каждый ученик, получив в руки символический микрофон, должен определить, какие изменения произошли в жизни Гамлета под влиянием определенных событий или жизненных ситуаций. Ученики работают со схемой, заполняя правую часть. Учитель записывает выводы учеников на доске, ученики — в тетрадях.)

Как видим, в душе Гамлета на протяжении всей трагедии идет борьба страстей. Недаром на это еще в XIX ст. указал А. С. Пушкин. (Учитель обращает внимание учеников на эпиграф урока).

Победой можно назвать поступок, выбор, способность действовать, а также состояние души. Так было, есть и будет! Итак, учиться быть победителем в жизни нужно с детства и у тех людей, кого считаете идеалом, и у литературных героев.

«Мозговой штурм».

•          Какие черты Гамлета-Победителя вам могут понадобиться в жизни? (Ученики называют черты характера, учитель записывает их на доске).

•          Какие из названных черт вам помогут стать победителем? Назовите 3 варианта, которые, по вашему мнению, являются главнейшими.

IV. Итог урока.

Шекспир пишет пьесу, в которой ее герой — Гамлет — гибнет. Как вы считаете, почему автор приводит героя к такому финалу? (По христианским и человеческим законам человек не имеет права на убийство. Если он совершил преступление, то должен понести наказание. Гамлет гибнет потому, что не находит поддержки среди окружения. Кроме Горацио, его никто не понимает. Он поднялся над своим временем. Гамлет - это герой-одиночка).

«Шкала мыслей».

•          Кем, по вашему мнению, есть Гамлет — победителем или побежденным? (Ученики подходят к плакату «Шкала мыслей» и отдают свои голоса в зависимости от своей позиции. Свой выбор аргументируют).

А закончить наш разговор о Гамлете я бы хотела стихом Н. Косенко «Быть или не быть», который является своеобразным обращением к людям ХХІ ст.

  • Быть или не быть.
  • Быть или не быть?
  • В этом мире, где много идей,
  • Где множество мыслей и взглядов,
  • Единственное общее для всех людей,
  • Для всех интеллектов, мировоззрений,
  • Для всех нищих и несчастных поэтов,
  • В закоулках душ - до востребования,
  • Всех школьников, мудрецов и эстетов
  • Единственное мучит нерешительность:
  • Кто я в этом мире? И где мой путь?
  • (Для Гамлета время не существует)

 

  • В чем высочайшего призвания суть?
  • И судьбу для чего зря тратим?
  • Ищем себя - так не найдем в словах
  • За пределами суждений, толкований.
  • На гонах жизни меряем свой путь -
  • И последствий слепо не видим.
  • Новейшие весы взвешивают зло, -
  • Это истины сторона подлетает.
  • Куда нас по течению уже занесло?
  • Или быть, или нет - мы не знаем.
  • Отравленное небо, природа в лохмотьях,
  • Чернобыльские серые рассветы
  • Следует ли нам быть? ХХ столетие
  • По-своему ставит вопрос,
  • Часы на вечность - назад не возвратиться.
  • Ошибкам утрачено измерение.
  • Дай, Бог, чтобы дети смогли наши быть.
  • Чтобы мы не украли у них выбор!

•   Обратитесь к задачам, которые мы ставили в начале урока, и выясните, выполнили ли мы их.

V. Домашняя задача.

1.         Выучить монолог «Быть или не быть?» наизусть.

2.         Дать письменный ответ на вопрос: «В чем вы видите трагедию Гамлета?».

Страницы: 1 2

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать