Петр Власюк «… Я – человек на этой земле»

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель: ознакомить учеников с жизнью и творчеством П. Власюка; формировать умение определять главную мысль поэзий, высказывать собственные соображения, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтических произведений; заинтересовать творчеством поэта-земляка, воспитывать любовь к родному краю.

Тип урока:      урок усвоения новых знаний.

Форма проведения: заочное путешествие.

Оборудование: портрет писателя, сборники его произведений, карта Украины.

В рассвет и вечерение,

Когда радость, когда боль,

Помним свои корни,

Помним,

Кто мы

И откуда.

П. Власюк.

Ход урока.

I.        Организационный момент.

II.        Сообщение темы и цели урока.

III.        Изучение нового материала.

Учитель. Дети, вы любите путешествовать?

Сегодня мы осуществим заочное путешествие по родному краю - живописной Черкасщине. А сопровождать нас в этом странствии будет земная, чистая, добрая, пронизанная солнечным лучами и радостью поэзия, автором которой является Петр Иванович Власюк.

Мы не сможем отправиться в путешествие, пока не познакомимся с жизненным путем поэта.

 

1-й ученик. П. И. Власюк родился 19 декабря 1923 года в крестьянской семье в Сабадаше. Он был шестым, самым младшим ребенком в семье. Родители будущего поэта - люди не равнодушные к пению и музыке - приобщили мальчика к миру красоты. Петрик рос жизнерадостным, бодрым, сообразительным и ко всему интересным. За всякое дело брался охотно. Рифмовать слова начал рано. Его стихи печатали на страницах детских газет «На смену», «Пионерская правда».

2-й ученик. Петр закончил 9 классов, дальнейшее обучение прервала Великая Отечественная война. Страшным горем, страданиями отразилась она на судьбе юноши. Его насильно вывезли в фашистскую Германию. Испытал он там издевательств, унижений, пришлось гнуть спину на каторжных роботах.

3-й ученик. После завершения войны П. И. Власюк закончил десятилетку, педагогический институт, получил назначение на работу в одну из киевских школ. Но душа поэта тянулась к природе, к отчему дому, к корням рода. И вернулся Петр Иванович на Жашковщину.

4-й ученик. Учительствовал в Сорокотязе, Сабадаше, продолжительное время работал директором Тетеревской средней школы и писал поэтические произведения, которые увидели мир в поэтических сборниках «Хлебодарский род», «Песни над Тикичем».

Учитель. Дети, наш путь проляжет теми тропами, которыми любил ходить Петр Иванович.

Ученик читает стих «Тропа к воротам» (сб. «Песни над Тикичем», дополнение 1).

Учитель. И привела нас тропинка от ворот на берег волшебной реки Горный Тикич, где встречал росяные рассветы, часто сидя с удочкой, поэт.

Ученик читает стих «Горный Тикич» (сб. «Хлебодарский род», дополнение 2). Ученик читает стих «Тикичу» (сб. «Песни над Тикичем», дополнение 3).

Остановка 1. Обмен впечатлениями:

  • Какие мысли и чувства вызвали у вас эти два поэтические произведения?
  • Объединяет ли их общая тема?

•    Какая именно?
Учитель. Дальше мы отправляемся на Дрижиполе. Здесь, между селами Тетеревкой, Нагорным и Охматовом, в январе 1655 года состоялась большая битва  казацкого войска с польско-татарскими захватчиками.

Три ученика читают стих «Дрижиполе» (сб. «Песни над Тикичем», дополнение 4).

 

Остановка 2. Опишите картины, которые возникли в вашем воображении во время чтения стиха.

Учитель. Приходилось ли вам бывать в Умани? Если нет, то вас непременно пленит этот город и его жемчужина «Софиевка», к которой мы и направляемся.

Ученик читает стих «Умань» (сб. «Песни над Тикичем», дополнение 5).

Остановка 3. Краткое сообщение учителя (или учеников) о «Софиевке» и ее возникновении.

Учитель. Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к Каневу. Чем знаменит этот город?

Ученик читает стих «Поклон тебе, Тарасова гора» (сб. «Песни над Тикичем», дополнение 6).

Остановка 4. Найдем на карте Черкасскую область.

Учитель. Черкасщина - край золотых пшеничных полей, цветущих вишневых садов, роскошных калиновых рощ, волшебных песен, трудолюбивых людей... Черкасщина – сердце Украины.

Учитель читает стих «Черкасщине» (сб. «Песни над Тикичем», дополнение 7).

Учитель. Вот и подходит к концу наше путешествие. Сегодня мы с вами прикоснулись к творчеству нашего талантливого  земляка П. И. Власюка, перенятому любовью к родному краю, к Черкасщине и всей Украине.

  • Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете содержание этих строк? К чему призывает поэт?
  • Какие стихи, которые прозвучали на уроке, вам больше всего понравились? Чем именно?
  • Разгадав кроссворд, вы еще раз вспомните фамилию нашего односельчанина Петра Ивановича, прочитав ее по вертикали в выделенной строке.

 

  1                
  2                
    3        
  4          
5                  
        6          

 

  1. Парк в Умани. (Софиевка).
  2. Профессия П. Власюка. (Учитель).
  3. Имя отца П. Власюка. (Иван).
  4. Поэт, много произведений которого положено на музыку. (Песенник).
  5. Человек, который любит работу. (Трудолюб).
  6. Название реки, которая протекает на Жашкивщине. (Тикич).

IV. Домашняя задача.

Выучить стих (на выбор) П. Власюка наизусть, нарисовать иллюстрацию.

Дополнение 1

  • Тропа к воротам.
  • Тропа к воротам,
  • Тропа от ворот,
  • Вечно нам тебя помнить:
  • Ты - дорога в мир,
  • В широкий мир
  • От порога родительского дома.
  • Мамина слеза.
  • Отцовские слова
  • И сердцу дорогие пейзажи.
  • Память жива,
  • Память жива,
  • Ты не затуманивайся никогда.
  • Из всех дорог,
  • Из всех дорог
  • Пусть душа велит возвращаться
  • На святой порог,
  • На святой порог,
  • Дорогого родительского дома.
  • Пример HTML-страницы
    Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector