«Песнь о Сиде» и испанский героический эпос

1. появляются: христианские мотивы, большая по сравнению с ранним средневековьем реальность географического и исторического контекста, изображение сеньориально-вассальных отношений. Новые средства героизации персонажей: рыцарь обязательно знатный.

2. Народная поэзия

Исполнители (во многом и авторы) – профессиональные певцы-потешники, во Фр. – жонглеры, в Исп. – хуглары, в Герм. – шпильманы. Сначала их ƒ: общая развлекательная – для всех, потом – разделились на потешников и исполнителей «высоких жанров» - эпоса и духовных стихов.

Свойства творчества жонглеров:

  • · происхождение из народной песни
  • · стиховая напевная форма
  • · фольклорность – продукт коллективного творчества поколений певцов – нет автора
  • · хорошо известный сюжет – основа для современных вариантов

3. Героический эпос – вид народной поэзии. На примере французского.

  • · жанр – большая поэма, слагались певцами из среды дружинников, клерикальной среды, исполнялись – жонглёрами.
  • · назывались «шансон де жест» (песня о деяниях).
  • · от 1000 до 2000 строк, тирады (лессы)– от 5 до 40 стихов – на одном дыхании, 10-сложные, с цензурой после 4/6 слога
  • · в основном – не рифмованные (→у трубадуров), заканчивались ассонансом (гласные), на них – ударение

3. Темы:

  • · оборона от внешних врагов (мавров = сарацин, норманнов, саксов) (смысл жизни, суть феодализма: феодал не собственник земли, а защитник)
  • · верная служба сеньору, королю
  • · феодальные распри

 

1. В испанском эпосе сильно отразились политические события:

  • · борьба с маврами с целью реконкисты (захват маврами – 711)
  • · раздоры между феодалами – изображались как великое зло, как измена родине
  • · борьба за свободу Кастилии (от королевства Леон, единственного, которое не было захвачено)

2. Героический эпос – вид народной поэзии.

  • · основа – лиро-эпические песни и устные предания
  • · жанр – большая поэма, слагались певцами из среды дружинников, клерикальной среды, исполнялись – хугларами.
  • · состоят из серии строф неравной длины, связанных ассонансом (как французский)
  • · но написаны народным – «неправильным» размером – стихами с неопределённым количеством слогов (8-16)

 «Песнь о Сиде»

Сид – лицо историческое (Родриго Диас де Бивар), герой двух поэм: «ПоС» (ранняя, близка к истории – писалась еще «при свидетелях», Сид умер 1099) и «Родриго» и много романсов. Жил XI. Прозвище сид = «господин» (ненависть и страх к нему). Имена, факты реальные. Альфонс VI – король Кастилии, благоволил к Леону и ненавидел Сида, изгнал его. В поэме с ним уходят его вассалы, на деле вассалы в большинстве остаются, а к нему присоединяются все недовольные вообще политикой Альфонса. Тот долго был наемником, потом отвоевал Валенсию. Потом Сид помирился с Альфонсом, и они воевали против мавров. Великий деятель реконкисты – народный герой, «мой Сид».

1. Поэма содержит 3735 стихов и распадается на две части:

  • · об изгнании
  • · о свадьбе и об оскорблении дочерей.

2. Особенности:

  • · формульность, повторы
  • · более сухой и деловой способ изложения, чем в Роланде
  • · обилие бытовых черт, семейная тематика. Сиду 50 лет, жена, 2 дочери.
  • · нет гиперболизма и элемента сверхъестественного (ни сказочного, ни христианского)
  • · отсутствует исключительность рыцарских чувств – приземленность, Сид в первую очередь расчетливый хозяин
  • · «заниженность» Сида – сказано, что он «инфансон» (владелец вассалов), (был грандом)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент