· жанр – большая поэма, слагались певцами из среды дружинников, клерикальной среды, исполнялись – жонглёрами.
· назывались «шансон де жест» (песня о деяниях).
· от 1000 до 2000 строк, тирады (лессы)– от 5 до 40 стихов – на одном дыхании, 10-сложные, с цензурой после 4/6 слога
· в основном – не рифмованные (→ у трубадуров), заканчивались ассонансом (гласные), на них – ударение
2. Темы:
· оборона от внешних врагов (мавров = сарацин, норманнов, саксов) (смысл жизни, суть феодализма: феодал не собственник земли, а защитник)
· верная служба сеньору, королю
· феодальные распри
3.1, 2 темы – связаны с образом Карла Великого (800 - император). В поэме предстаёт в идеализированном виде.
· В некоторых поэмах участвует активно, лично совершает подвиги. В молодости, спасаясь от изменников, бежит в Испанию, доблестно сражается, завоёвывает любовь дочери сарацинского царя, возвращается во Францию и коронуется.
· В других он отходит на второй план, он объединяет всё действие, но уступает роль паладинам, в частности 12 пэрам (равные), главное – Роланду.
«Песнь о Роланде» (1100)
1. Неизвестный автор, заслуги:
· сохранил глубокий смысл и выразительность древнего предания
· связал его с живой современностью
· нашел блестящую художественную форму
2. Источник – исторические факты, но искажены:
· VIII –Карл вмешался в междоусобицу мусульман → осаждал Сарагосу → арьергард разбили баски (не мусульмане-мавры, а баски-храстиане)
· был Хруотланд – Роланд – погиб в этой битве
3. Особенности:
· гиперболизация (масштаб событий), (у Р. лопаются виски)
· идеализация главных героев (Р., Карл, архиепископ Турпин, Оливьер)
· идея религиозной борьбы и особой в этой борьбе роли Франции (небесные знамения, религиозные призывы, очернение «язычников», покровительство «наших» богом, Р. – вассал Карла и бога, образ Турпина – одновременно благословляет на бой французов и сам дерется)
· смерть Р. символична (нет ран, а в силу внутренней необходимости - раскаяние)
· трагизм смерти Р. смягчается – попадает в рай и вручает богу перчатку, как небесному сеньору
4. Влияние:
· «ПоР» написана незадолго до первого крестового похода – сильно влияние его пропаганды
· социально-политические противоречия – эпизод предательства Ганелона
5. Противостояния:
· Карл – Ганелон: как родина (общее дело) – предатель
· Р. – Ганелон – личное
· Р. – Оливьер – 2 варианта одного положительного начала, Р. – безмерно отважен, О.- благоразумен.