x x
menu

Периодизация французской литературы: стабильные и переходные периоды

Периодизация французской литературы: стабильные и переходные периоды
Литературный процесс издавна делился на определенные этапы, периоды, что позволяло представить его не как неуправляемый поток словесности, а как закономерно развивающееся культурное явление. В последнее время на основании анализа мирового литературного процесса удалось показать, что сами эти этапы бывают двух типов — стабильные эпохи и переходные периоды. Для стабильных эпох характерны стремление к системе и систематизации, поляризация литературных тенденций, известная замкнутость границ в сформировавшихся системах, выдвижение какой-либо центральной и — нередко — альтернативной ей тенденции на центральные позиции (например, классицизм и барокко в XVII веке, романтизм и реализм в XIX веке), что нередко отмечено в названии эпохи (например, эпоха Возрождения, эпоха Просвещения). Напротив, для переходных периодов свойственны необычайная пестрота литературных явлений, быстрые изменения "географии культуры", многообразие направлений развития без видимого предпочтения какого-либо одного из них, известная открытость границ художественных систем, экспериментирование, приводящее к рождению новых литературных явлений, возникновение пред - и постсистем (предромантизм, неоклассицизм и т. д.), отличающихся от основных систем высокой степенью неопределенности и фрагментарности. Переходность — главное отличительное качество таких периодов, причем лишь последующее развитие литературы позволяет ответить на вопрос, в каком направлении произошел переход; внутри же периода он ощущается как некая неясность, повышенная изменчивость, заметная аморфность большого числа явлений. Каждый тип литературы (стабильный или переходный) порождает и свой тип писателя и его мировосприятия, а также утверждает специфический образ человека в сознании людей. Стабильные и переходные периоды чередуются. В последние столетия переходные периоды в основном совпадают с рубежами веков. Многообразие конкретного материала в исследовании литературы и в ее преподавании располагается вдоль невидимого, но прочного стержня, организующего и представление фактов, и их интерпретацию. Этот стержень — концепция общего ускорения исторического времени. Время, которое в первобытную эпоху тянулось необычайно медленно, несколько ускорилось в Античности и Средневековье, стало всё более ускоряться в Новое время, понеслось в XX веке, совершенно нельзя вообразить его невероятной скорости в XXI веке, когда мир переходит от индустриальной к информационной цивилизации. Информация растет лавинообразно, утрачивает структурность и превращается в поток. Ускорение исторического времени кажется очевидным. Именно здесь возникает потребность в фундаментальном гуманитарном знании: когда что-то абсолютно очевидно, как правило, требуется применить принцип тестирования реальностью. И тогда становится ясно, что общее ускорение времени — миф. Очевидность ускорения времени несомненна в мегаполисах. Но она перестает быть таковой, если отправиться в глухую провинцию, тем более в забытые уголки мира, где племена живут первобытным укладом и ничего не подозревают об информационном взрыве. Итак, в течении времени есть сильные и слабые позиции, а вовсе не одно мифическое ускорение, есть ритмы времени, есть разные ритмы: и общечеловеческие, и индивидуальные. Но уточнить эти ритмы не так просто: если современная литература дает для этого достаточный, даже избыточный материал, то от более ранних эпох до нас дошло далеко не всё. Это надо учитывать при характеристике периодизации французской литературы. В ее развитии выделяются следующие этапы: — предыстория французской литературы (до первых памятников письменности на французском языке, относящимся к IX веку); — литература средних веков (IX–XV века); — литература Предвозрождения (явления Предвозрождения по времени совпадают с концом Средневековья, они как бы вкрапливаются в средневековую культуру XIV–XV веков); — литература эпохи Возрождения (XVI век); — литература перехода от Возрождения к Новому времени (рубеж XVI–XVII веков); — литература XVII века (классицизм, барокко); — литература рубежа XVII–XVIII веков; — литература эпохи Просвещения (XVIII век, просветительские направления, рококо); — литература рубежа XVIII–XIX веков (предромантизм и другие переходные явления); — литература XIX века (романтизм, реализм); — литература рубежа XIX–XX веков (натурализм, символизм, неоромантизм и другие переходные явления); — литература ХХ века (модернизм, новый этап развития реализма); — ли

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать