x x
menu

Пересказ новеллы «Чудак»

В начале зимы ходить Олесю в школе можно двумя тропинками: одна бором, вторая - рекой. Сюда удобнее, и в зазимки лед на реке тоненький, так и зияет черной бездной. Поэтому каждый раз, когда Олесь выходит из дома, мать приказывает ему:

- Гляди же, сыну, рекой не иди. Там еще лед молод.

Олесь смирно стоит около порога, слушает. Он еще мал, головой едва до щеколды достает. Глаза у него черные, глубокие, как вода в тени, смотрят широко, словно сразу хотят понять весь мир.

Олесь любит зиму. Ему нравится делать первые тропинки в заносах, снимать снежные шапки с кольев в плетнях - они становятся тогда голые и стыдливые, как стриженые допризывники.

Еще любит Олесь рисовать на снеге разную разность. Присядет на корточках и водит пальцем сюда, туда. Гляди, дом выходит, из трубы дым валит, а на плетне петух горланит, раскорячив клюва ножницами. Олесь пихает окоченевший пальца в рот и, стуча сапожком о сапожок, любуется своим творением, до тех пор пока кто-то не будет звать из двора:

- А чего вот ты, парубче, не идешь к школе? Вот подожди, я матери скажу!

Олесь подскочит, как испугана выстрелом зверушка, засмеется тоненько: ги-ги, - и направится в сосны.

В бору снега мало. То там, то сям проглядывает сквозь порошу трава с примерзлыми к земле зелеными хохолками, торчат низенькие пеньки с желтоватой, словно старый мед, смолкой на срезах. Тихо вокруг и уютно. Только временами шелестнет по снега струшенный ветром с верхушки дерева. Где-то неподалеку слышать: тук-тук-тук, - дятел хозяйничает. Олесь наклоняется, кряхтит, пристально жмурит глаз. Пальтишко у него толстое, а сам тонкий; трудно наклоняться: дух опирает, под глазами отекает, потому каждый сучок птицей кажется.

Но вон под старой сосной куча шишек рябит. Ба! Еще одна упала. Вот где он, дровосек! Олесь становится на цыпочки и, крадучись, будет тянуться на косогор.

Заслышав человека, дятел перестал стучать, повел закаляемым клювом со стороны в бок и нацелил его на Олеся: чего тебе тут? Вздрогнул, хлестнув крылом по коре и исчез, оставив в узеньком дупле шишку. Олесь хотел достать ее и попробовать, и передумал - и прислонился ухом к стволу. Его едва заметно раскачивало, под корой что-то жалобно скрипело, а внизу под подошвами у Олеся шевелился корень - умирает сосна… Олесь нагреб сапожками снега под окоренок, утрамбовал его хорошенько и, решив, что теперь сосна не упадет, пошагал через заносы к школе.

Еще издалека увидел мост с гатями по оба бока. По ту сторону моста, через выгон, алеет сквозь белый плетень запорошенных деревьев кирпичная школа. Из труб идет дым вверх тополиными столбами. Воздух пахнет торфяным духом и весенним испарением сырых ольховых дров. Влево от моста чернеют проруби, поигрывая на солнце блестящими волнами, - там бьют источники; а справа, на мели, где лед более крепок, носится ватага школьников. Лед гнется, снег бежит от берега к берегу, сдуваясь впереди ватаги, словно одеяло на сене. Из промывов струйками течет вода и заливает плес.

  • - Эгей, Олесь! - зовут из группы. - Ай-да с нами подушки гнуть!
  • - Зачем лед портите? - в ответ Олесь. - Он еще молодой.
  • Детвора смеется: чудак.
  • А Федько Тойкало задиристо оскалил зубы и, указывая рукавом на Олеся, заорал так, что шея сразу сделалась тоненькой:
  • - Бей изменника! - подскочил, тыкнул Олеся локтем под висок и исчез между сваями.

Олесь вгорячах не по себе улыбнулся, потрогал мокрой перчаткой твердую шишку под глазом и, скользя, побрел к школе. Под ногами мягко, словно валежник в лесу, потрескивал лед, а около глаза что-то отяготело и дергалось. Олесь лег ниц, прижал висок ко льду и начал рассматривать дно. Оно мрачнело илистой пыльцой, пускало пузырьки, которые прилипали ко льду, - белые, круглые, как коровий глаз. Течение расчесывало зеленый роголистник, пряли тоненькими ножками какие-то жучки, боком преодолевая упругую струю. И мерещится Олесю маленький дом под кустом водяного папоротника, а в том домике - он около окошка сидит, рыбку стережет. Пожелал - вышел. Никто тебя не займет делом. Иди куда заблагорассудится. Вот карасик плывет. Хвать его за плавничок: «Добрый день, дяде! Как поживаете?» Олесь сладко вскрикивает, плотнее приходится лбом ко льду.

Вдруг между роголистником промелькнула черная зарница и замерла в стороне вытянутым пятном. Олесь подполз ближе, присмотрелся и застонал от удивления: щука! В зубах у нее дрожала маленькая плотвица.

- Пусти, - выдохнул Олесь и тяпнул ладонью по льду. Но щука и не пошевелилась. Он вскочил на ноги и стал катиться подбором в то место, где стояла щука, пока под сапогом не хлюпнула вода.

Около школы звякнул колокольчик, улегся гвалт. А Олесь сидел посреди реки рядом с ряской, с луже и плакал. Под мостом дрался о сваи вихрь, свертывал к кучке сухой камышовый лист и гнал его к берегу.

Олесь поднялся, запихнул книжки в пазуху и поплелся к школе.

На первом уроке было рисование. Старенькая учительница Матильда Петровна ходила между партами и, делая загадочное лицо, медленно говорила: «А сегодня, дети, мы будем рисовать… перегнойный горшок. Благодаря этим горшкам передовые колхозы нашей страны…» Потом она достала из портфеля горшочек и торжественно поставила на стол.

Дети начали рисовать, выводя каждый свое: тот жлуктичко, другой рынку или макитру. И поскольку дыру в донышке никак нельзя было передать, то ее цепляли сбоку. Олесь старательно скрипел карандашом и вдохновенно причмокивал. Когда же учительница остановилась около его парты, из тетради на нее, презрительно прищуря глаз, смотрел дятел: чего тебе тут?

  • - Олесю, ведь я говорила всем рисовать горшок, - сурово сказала Матильда Петровна. Ей понравился дятел, но она хорошо знала, что такое учительская принципиальность, потому и прибавила:
  • - Я поставлю тебе двойку.

В классе взорвался гвалт. Отличники смотрели на своего вчерашнего побратима сочувственно, а те, кто учился через пень-колоду, с радостью ожидали того, что в их полку прибудет. Олесь собрал книжки, вылез из-за парты и двинулся к дверям.

- Куда это ты? - удивилась учительница.

Олесь скуксился.

  • - Я так не xочу!
  • - Как это - так?
  • - Горшочек не хочу рисовать.
  • - Почему?
  • - Дятла хочу…

Пока Матильда Петровна думала о судьбе своего авторитета, Олесь вышел в коридор, впопыхах натянул пальтишко и очутился на крыльце.. .

В школьном садике порхали синицы. В сорняках возились воробьи, склевывая кисти репья. Где-то в ольхе по ту сторону реки били пеньки: бух, бух. Дзень! - топор сорвался.

Олесь представил себе, как красиво в настоящий момент в лузе, и побежал в ивняки.

Там он блуждал до самого вечера. Ощупывал холодные птичьи гнезда, ел мерзлую калину, пока не набил оскомину. Потом искал осиновые трухляки, прятал за пазуху и, напяливая пальтишко на голову, смотрел: светят или не светят? В кустах, заплетенных осокой, шуршал ветер, попискивали мыши; а в березе терлись друг о друга стволы ольхи, наполняя луг тревожным стоном.

Солнце пробило в тучах над буераком узенькую полынью, ярким лучом стрельнуло на левады. Олесь радостно смотрел прищуриваясь ему навстречу, возводил глаза к переносице, ловя золотую мушку на кончик носа.

Под вечер тучи опустились ниже, а тополя над селом постонали и приняли воинственный вид. Нужно было идти домой. Олесь грядками выбрался на выгон и стал ожидать, пока выпустят школьников.

Под плетнями на колодках или просто вприсядку сидели дяди, опаливали папиросы, шумели:

  • - Вон ишь: ольха в лузе почернела… На оттепель, по-видимому.
  • - Эге же, рыба в мережу пойдет…

Около школы громыхнули двери. Дети толпами пошли по домам.

Еще издалека заметив взрослых, мальчишки боком стали ходить друг возле друга, чтобы побороться. Гляди: сцепились, водятся, хекают, прислушиваясь краем уха, что скажут около плетня. А там:

  • - Экий героический парень!
  • - А вот, по-видимому, Наталькин, - говорят около плетня, заметив Олеся. - Ба! какой смирный…
  • - Эге, он какй-то чудаковатый…
  • Слушает Олесь и не понимает: хвалят его или ругают.
  • На мосту Олеся ожидал Федько Тойкало.
  • - На поешь, - сказал стесняясь и втиснул Олесюи в руку помятый теплый пирог. - Бери, глупый, с мясом.

Олесю не хотелось пирога, но он обрадовался примирению и, чтобы одарить товарища, быстренько зашарил по карманам, доставая оттуда душистые шишки хмеля, сухие листья разной чеканки, плетеное из прядева и воловьей шерсти гнездо ремеза, похоже на башлычок.

Дайджест интересных анонсов
загрузка...
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать