x x
menu

П. Г. Тычина «Голубизна мою душу обвеяла»

Цель:          ознакомить учеников с поэзией П. Г. Тычины «Голубизна мою душу обвеяла», раскрыть ее идейное содержание, рассмотреть ее цветную палитру; развивать навыки выразительного чтения поэтических произведений, умение ощущать поэзию и высказывать свои впечатления от прочитанного; воспитывать чувство любви к родной земле, патриотизму, почет и уважение к фигуре писателя.

От души всей, от всего сердечка

Люблю тебя, родная Украина-мамочка.

Марко Лукинюк

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Говорят, что поэт начинается, как и река, с источника. П. Г. Тычина своим первым сборником «Солнечные кларнеты» вошел в украинскую литературу как весеннее наводнение. Имел ли он свой источник? Да! Это свободолюбивый родной край, напоенная мудростью и силой давняя и загадочная Черниговская земля с очарованными полесскими рощами и лужайками, волшебный язык земляков, которые говорили, как пели, язык и мелодию сплетая воедино. Именно этот уголок живописной Украины отображен в поэзиях П. Тычины, с которыми мы познакомились на предыдущем уроке.

II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашней задачи. Выразительное прочтение учениками стихов «Рощи шумят», «Не бывал ты в наших краях!».

Мне кажется, что такие замечательные стихи способны вдохновить каждого, любящего свой край человека на создание собственных поэтических строк. Думаю, вам это удалось. (Ученики читают собственные стихи с данным началом: «Не бывал ты в наших краях...») (Дополнение 1)

 

Отдельные ученики сумели выразить свою любовь к родному краю, используя разноцветье цветов.

2. Защита рисунков учениками.
П. Тычина был наделен способностью чрезвычайно тонко ощущать

природу, ее красоту. Общение с ней возбуждали тончайшие эмоции, светлые, жизнеутверждающие. Природа приоткрывалась ему такими гранями, как, возможно, никому другому. Недаром же он испытывал удивление: «О, сколько у природы немудрено-мудрых букв! О, сколько у человека неумения прочитать...».

Хотите в этом убедиться? Давайте пойдем в гости к летнему небу. Вспомните, какого оно цвета? Нежно-голубого, бездонно-синего, сине-фиолетового, свинцово-серого или, может, бледно-розового? Как вам кажется? Дать ответ на этот вопрос помогут вам иллюстрированные материалы.

Тучка в небе голубом. Утро. После короткой передышки на небе появилось солнышко. Оно сонным глазом бросило на землю первые лучики. Казалось, ничто не могло нарушить его покоя, но вдруг дохнул легенький ветерок и из-за горизонта выглянула тучка...

3.   Самостоятельная работа учеников. (5-6 минут).
 Для П. Тычины, мне кажется, небо было нежно-голубого цвета, так как застало в сердце поэта трепетные чувства. Вот что он записал в дневнике:

«...А тучи все котятся, как большие корабли, наставив паруса - блестящие, выпуклые, - плывут они в голубом небе гордо, торжественно. Плывут на родные села, на степи далекие, чтобы там росой упасть на рассвете, чтобы где-то поплакать над лесом.

Хотел бы я полететь за ними: встретить солнце за горой, испытать ласку ветра на просторе. Я так давно уже не видел поле. Я так давно уже не слышал, как перед бурей шумит дубрава, а дождь корни ополаскивает. Ах, тогда так свободно дышит грудь! Радуга цветистая мосточек перекинет между небом и землей; ку-ку! - отзовется хрипло где-то кукушка...».

Возможно, именно эти впечатления побуждали к написанию поэзии «Голубизна мою душу обвеяла...». Это один из первейших стихов поэта.

•3.  Прочтение произведения учителем. (Дополнение 2)

•4.  Беседа с учениками.

1) Какая основная мысль стиха? (Влюбленность в природу, радостно-трепетное отношение к ней органически объединяется с любовью к родному краю - Украины.)

 

  • 2) Какая черта характера присуща лирическому герою? Докажите мысль строками из произведения. (Патриотизм)
  • 3) Какая картина явилась перед вами после прочтения поэзии? (Устное рисование). Ваше воображение создало замечательные устные рисунки. Из всего видно, что это пейзажи.
  • 4) Что называется пейзажем? (Описание природы в художественном произведении). Поэзия отмечается высоким художественным мастерством.
  • 5) Чем же она достигается?

5. Работа в группах.

Первая группа - выписать метафоры. (Голубизна душу обвеяла, душа солнца намечтала, волнуют поля...).

Вторая группа - выписать сравнения. (Ручей как ленточка, мотылек языков свечечка...)

  • 1) Чем же достигается мелодичность поэзии? (Созвучным окончанием строк).
  • 2) Определить рифмование одной из строф (запись на доске).

Ручей среди рощи как ленточка. (а)

На цветке мотылек языков свечечка, (а)

Волнуют, манят, цветут поля, (б)

Здравствуй тебе, Украина моя! (б) Рифмуются: 1-1 - рифма точная, 3-3 - рифма неточная Рифмование а а б ы - сопредельное. Вид строфы - катрен.

3) Что называется рифмой? Какие виды рифмований вы знаете? (Рифма -
 созвучное окончание стихотворных строк; рифмование бывает кольцевое, смежное, перекрестное).

6 Литературная викторина.

  • Сделать партитуру текста:
  • Самостоятельное и коллективное прочтение произведения.
  • Чтение «дождиком», «цепочкой».
  • Индивидуальное чтение поэзии. Это не одиночный стих, в котором автор высказывает свою любовь к Украине. Если перелистать страницы устного народного творчества или нарушить покой старославянских книг, то можно найти интересные суждения относительно происхождения названия нашей страны, ее возникновения.
  • Что вам известно об этом? (Легенда о девушке-украине, которой Бог подарил песню, и т.п.).

 

Название «Украина» впервые употреблено в летописи от 1187 г. Украина происходит от слова страна, которое означает родной край, земля.

7. Словарная работа.

топонимика - наука, которая изучает географические названия.

Вместе с тем, Украина - это большое независимое государство в Европе. Своими размерами она больше таких государств, как: Англия, Австрия, Бельгия, Дания, Португалия вместе взятые. Украина - это наш край. В мире есть много замечательных стран за дальними морями, за синими океанами. Но для каждого из нас нет роднее Украины, ее будущее зависит от нас.

Подберите к слову Украина эпитеты, сравнения, метафоры.

Представьте себе, что вы встретились с человеком, который действительно никогда не был в Украине. Между вами завязался разговор. Что бы вы ему рассказали? (Проблемно-ситуативная или диалогическая речь).

8. Итоговое слово учителя.

Поэтическое слово П. Тычины мы пронесли сквозь свою душу. Именно в нем соединились Музыка и Живопись. Следствие - картины заговорили звуками, звуки образовали полотно, слова засияли красками. Следует нам прислушаться к этой Мелодии Природы и поселить ее в своей душе и сердце навсегда. Возможно, тогда мы другими глазами посмотрим на мир, добрыми, чуткими, кроткими, ощутим вкус жизни, поймем, что такое счастье. П. Тычина, как никто другой, ценил и любил все, что связано с ним: землю, по которой ступал, солнце, которому радовался, слово, которое оставил для будущих поколений, неоднократно повторяя: «Молодой я, молодой...». Может, поэтому большое искусство, как сказал М. Ушаков, не умирает.

ІІІ. Домашняя задача

  • 1. Выучить один из стихов наизусть (по выбору учеников).
  • 2. Составить акростих со словом «Украина».

Дополнение 1

Не бывал ты в наших краях

Не бывал ты в наших краях И не видел розовых рассветов, Тех садов, где пел соловей, И сиреневых ароматных вуалей. Не бывал ты в наших краях,

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать