Охарактеризуйте Средневековье как исторические и культурные времена

Тысячелетия, которые отделяет Давний мир от Нового времени, в истории человеческой цивилизации называют «Средними возрастами». Понятие «средние возрасты» ввели в обиход итальянские гуманисты ХV и ХVI ст., считая Средневековье временами глубокого упадка европейской культуры. Но Средние возрасты - важный этап развития цивилизации.

Два важнейшие процессы стали решающими факторами большинства событий, которые характеризуют пор Средневековья. Первый процесс - большое переселение народов. Второй - возникновение и распространение мировых религий.

В своем развитии средневековое феодальное общество прошло несколько этапов. Раннее Средневековье ( V-ХІ ст.) - время, когда в Европе почти не было городов, население сосредоточивалось в сельской местности, ремесленничество было тесно связано с сельским хозяйством. Феодал не только владел своими землями, но и правил ими как государь, стремясь не подчиняться королю.

В ХІ - ХІІ ст. формировалась сложная структура средневекового общества, где каждый слой населения должен была занять свое четко определенное в этой структуре место: на вершине - король, потом феодалы, внизу - зависимые крестьяне. В это время сформировались города , где устанавливались новые формы организации: территориальные братства, ремесленные цеха, купеческие гильдии, а также органы самоуправления - местные совета. Городская жизнь послужила причиной появления университетов, которые обеспечивали дальнейшее развитие и распространения знаний. Появились специалисты нового типа - юристы, враче, ученые. Все это оказывало содействие развитию городской культуры. Позднее Средневековье (ХV - начало ХVІІ ст.) характеризуется развитием промышленности, новыми географическими открытиями, изменениями в политической и духовной жизни, благодаря которым стал возможным расцвет искусства и литературы в пор Возрождения.

Важнейшую роль в формировании духовной культуры Средневековья сыграла религия - основа мировоззрения средневекового человека. Именно тогда возникли и распространились мировые религии - христианство, ислам, буддизм. Важная роль религии в духовной жизни человека обусловила высокий авторитет священных книг - Библии, Корану. Священные книги формировали новые принципы морали, этические нормы и стали казной тем, сюжетов и образов для художественных произведений.

Литературный процесс в средние возрасты оказался на новом этапе своего развития. Новые европейские литературы, как в свое время античная, прошли путь от дописьменного этапа развития к созданию богатой книжной культуры, разнообразной по видам жанрами. В Европе среди других сформировалась культура и литература Киевской Движении.

Высокого уровня достигли в средние возрасты литературы Востока - индийская, китайская, японская, арабская. В каждой национальной литературе Средневековья образовались два направления: клерикальный, т.е. связанный с церковью, религией, и светский, в котором отображались жизненные интересы, проблемы разных социальных слоев: от придворной верхушки к городским низам. Клерикальная литература создавалась языками, которые уже пришли в упадок, но еще существовали как языка церкви, науки. В странах Западной Европы таким языком постоянная латынь, поскольку большинство народов Запада испытали влияние римской культуры. В странах Восточной и Южной Европы распространился старославянский язык, которым был осуществлен первый перевод Библии на славянские языки. В странах Востока, где священными книгами считались Веды, приобрела распространение язык этой литературной памятки - санскрит. Латынь, санскрит, старославянский язык сыграли очень важную роль в становлении национальных культур: они обеспечивали обмен культурными достижениями разных народов. Арабский язык на время распространения ислама существовала во многих диалектах.

Для понимания средневекового искусства, и литературы в частности, очень важно учитывать особенности мировоззрения человека того времени. Земная жизнь воспринималась как путь к вечному «небесной жизни», «высокий дух» человека противопоставлялся ее «греховной плоти». Поэтому человек в средневековой литературе изображается довольно схематично, но утверждаются идеалы добра, милосердие, верности.

И в европейских, и в восточных литературах существовал героический эпос. Реальные исторические события в этих произведениях, как правило, объединяются с художественной выдумкой. В средние возрасты представления о героизме и героической личности испытали важных изменений. Герои давней литературы велели свою родословную от богов: Геракл - сын Зевса, Ахилл - сын богини Фетиды. Герои средневекового эпоса - знаменитые рыцари, которые защищают родину и свою веру. Известнейший героический эпос французского народа - «Песня о Роланде», немецкого - «Песня о Нибелунгов», испанского - «Песня о моем Сида».

Возникала рыцарская литература, типичными жанрами которой были лирика и рыцарский роман. Хотя названия жанров европейской рыцарской поэзии (канцона, сирвента, альба) не похожие на названия жанров восточной поэзии ( кассыда, газель), им присущие общие черты.

Светское направление средневековой литературы Востока и Западу представленный и произведениями, которые возникли в демократических кругах. В результате развития ремесленничества и торговли происходил расцвет городов, где создавались условия для формирования культуры нового типа - городской культуры и литературы. Ее популярными жанрами были: в Франции - фабльо, в Германии - шванки, в восточных странах - маками.

Вывод. Хотя в Средневековье развитие каждой национальной литературы происходило своим особым путем, мировой литературный процесс сутки характеризуется определенным единством. В литературах разных народов отобразилась эволюция представлений о миру, в решении проблемы добра и злая, в поисках ответа на вопрос о назначении человека.

Опорные понятия: жанровое разнообразие, героический эпос, рыцарская литература, городская культура, литература религиозная и светская.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент