x x
menu

Особенности мировосприятия художников XX столетия. Урок – художественный коллаж

Цель:         познакомить учеников с основными настроениями в искусстве (музыке, литературе, живописи) начала ХХ столетия на примере лучших образцов мировой культуры; формировать умение научных исследований, навыков сравнительного анализа; развивать творческие способности учеников воспитывать толерантное отношение, эстетичные вкусы.

Мы, писатели, родившиеся, чтобы вмешиваться.

Г. Белль.

Ход урока.

На сцене появляются две ученицы с охапками книжек и кассет.

1-я ученица. Все, я больше не могу!

2-я ученица. Согласна - это же просто невозможно! Ну, какой нормальный ребенок будет все это читать?

1-я ученица. Меня это ХХ столетие с ума сведет. Особенно поэты. «Земля вся синяя, будто апельсин. Уже осы зелено цветут». Ужас. Ну, неужели нельзя писать как люди? Вот вспомни: «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты...».

2-я ученица. Ой, какая красота. Или вот это: «Майские жуки над вишнями гудят, поют идя девушки...». Да, что и говорить, «золотая эпоха» была. Все просто, понятно, не то что сейчас.

1-я ученица. Вот когда начинаешь по-настоящему любить Шевченко и Пушкина.

2-я ученица. Точно, так как сегодня, чтобы подготовиться к уроку литературы, нам сколько нужно сделать: историю вспомни, в энциклопедию загляни, словари эстетичный и философский почитай, музыку послушай, картины посмотри - и зачем оно все нужно? А тогда прочитай само произведение и еще и попробуй догадаться, о чем хотел автор рассказать.

1-я ученица. А интереснейшее начинается тогда, когда пишешь контрольное произведение. Вот я стараюсь подражать выдающимся художникам, но почему-то

 

неудачно: у них прием называется «поток сознания», а у меня - грамматическая ошибка. У них - игнорирование синтаксиса, а мой результат - «единица» по пунктуации. Ничего не понимаю. Эх...

2-я ученица. Может, эти художники просто недоучились в школе, а прикрываются «модернизмом»?

1-я магистр. Стоп. Чего это вы раскритиковались? Искусство модернизма действительно сложное и нуждается во времени, чтобы его ощутить. Но, кажется, я понимаю в чем ваша проблема. Когда произведение искусства человеку не нравится, но является понятным, он ощущает свое высочество от него и не имеет оснований приходить в негодование. А когда человек не способен понять или и не старается, то, конечно, он будет активно все подвергать критике.

Ученицы (вместе). Неужели это можно понять?!

1-й магистр. Я попробую вам помочь. Несите уже свои талмуды. А мы соберем небольшой консилиум.

Человека всегда интересовало: кто он в этом мире? Зачем живет? В чем смысл жизни?

И во все времена художники старались осмыслить окружающий мир и рассказать человеку о нем самом. Но делали это по-разному.

Если бы можно было при сравнении ХІХ и ХХ столетий ограничиться только одним отличием, то можно было бы смело утверждать, что ХІХ столетие - как не парадоксально - было последним, когда человечество еще жило без поспешности.

Комментарий к картинной галерее.

2-й магистр. И действительно, подтвердить эту мысль могут прекрасные образцы живописи - фотографии тех времен. Обратите внимание - очень распространенной является импрессионистическая манера письма. Художники стремятся передать непосредственное впечатление.

В свое время знаменитый французский художник Огюст Ренуар делал замечание: «Живопись создана для того, чтобы украшать стены, а значит она должна быть роскошной.

Картина должна быть спокойной и приятной...».

Взгляните, какие выразительные лица, полотна объединяют в себе гамму ярких красок, дарят нам покой, эстетичное наслаждение.

1-й магистр. Но постепенно покой, уверенность поднимаются тревожными предчувствиями, связанными с изменением столетий... вспомните А. Ахматову. (Читает в сопровождении композиции Равеля «Болеро»).

  •  
    •  
      •  
        • ...В духоте морозной, предвоенной, блудной и грозной, жил какой-то будущий гул... но тогда он был слышен глуше, он почти не тревожил души и в сугробах невских тонул. Словно в зеркале страшной ночи, И беснуется, и не хочет

 

  •  
    •  
      •  
        • Узнавал себя человек, А по набережной легендарной Приближался не календарный - Настоящий Двадцатый Век.

3-й магистр. Вдруг этот небыстрый прогресс превратился в неистовую погоню. Почему? XX столетие принесло много открытий, но с ним пришли и отчужденность, одиночество, ощущение того, что уже все состоялось и впереди лишь пустошь, бездна.

  • Это уже все - и не будет ничего. Холод, звезда, тайный знак, и молчанка мира немого - Все на свете не то и не так.

А что же искусство? «Умерли все боги. Остался один человек»,- провозгласил Фридрих Ницше лозунг новых времен. И оно дало свои последствия: кто-то воспринял его как вседозволенность, а кто-то задумался об ответственности перед историей, потомками. Чуть ли не самым пессимистическим поэтом ХХ столетия считают Томаса Стернза Элиота. Он считал, что человек уже истощил и себя, и мир. И если человечество не будет проявлять заботу о своей духовности, то его ждет страшное будущее.

  • Стих Элиота Мы люди пустые, Опустошенные люди, Соломой выпихнутые, Скучиваемся
  • И мозги соломенные имеем. В те, что вошли
  • С открытым взглядом в сонное царство смерти, Вспомните нас - но обязательно - Не бессловесные души вспомните - Опустошенных и выпихнутых людей.

4-й магистр. Да, действительно, перспектива малоприятная. Думаю, что в качестве иллюстрации к этому стиху подошла бы картина Э. Мунка «Крик», которая собственно и передает ужас человека перед тем, что его ждет.

Художники, как видите, избегают реалистических форм. Поэтому не следует искать прямое толкование определенного полотна или поэзии. Они будто показывают деформированные души людей. Стремятся повлиять на уровни подсознания, а потому предоставляют преимущество интуитивным ощущениям, ассоциациям. Стараются изобразить человека, дом или еще что-то как можно меньше похожих на самих себя. Так как и люди изменились, забыли о настоящих ценностях, о том, что изменить этот жестокий мир можно только тогда, когда сам изменишься. Обратите внимание: полотна - или ребусы-загадки, или предостережение.

Демонстрируются репродукции Малевича, Сальвадора Дали, Кандинского, Поллока, Брака.

 

5-й магистр. «Везде мы видим бегство от человеческой личности...» - говорит философ XX столетия Хосе Ортега-и-Гассет.

А там, где заканчивается человек, начинается поэт. Человеку выпадает проживать свою жизнь, поэту – придумывать то, чего не существует, расширять мир, добавляя к его реальности свое воображение. Так вот, по определению того же Хосе Ортеги, поэзия ХХ столетия - это высшая алгебра метафор.

Кто они, творцы поэтических метафор XX столетия?

Если представить себе поэтическую карту Европы и условными пометками нанести на нее имена художников, то на карте появится множество городов и городков. Европе повезло с поэтами.

Они разные: простодушные и утонченные, одинокие одиночки и экстравагантные актеры. Кто-то из них предоставлял преимущества форме, кто-то содержанию, кто-то разрушал и первое, и второе, считая устаревшим. Однако за всеми этими эстетичными экспериментами стоит искреннее желание найти и сохранить мир красоты и человечности. Федерико Гарсия Лорка - поэт открытый и артистичный, космический и провинциальный, музыкальный, иногда неуверенный, печальный и романтический. А его «Гитара» - такой трагизм!

Учеником выполняется музыкальная композиция на гитаре.

6-й магистр. Но Лорка - это не только рыдание гитары из-за несчастливой любви, это голос поэта, влюбленного в Испанию и ее древний народ, голос, который выражает надежду на лучшее будущее. Позволю себе зачитать собственный перевод его поэзии, правда не с испанского, а с русского языка. Надеюсь, что он удачный. Тем не менее, как говорил постмодернист Милорад Павлин, «только плохая книга боится плохого перевода». А это совсем не тот случай.

  •  
    •  
      •  
          • И тополя уходят, Но след их озерный светел. И тополя уходят, Но нам оставляют ветер. И ветер умолкнет ночью, Обряженный черным крепом, Но ветер оставит эхо, Плывущее вниз по рекам. А мир светляков нахлынет - И прошлое в нем утонет. И крохотное сердце Раскроется на ладони.
          • Страницы:
        12
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать