x x
menu

Основные способы выражения грамматических значений

В русской морфологии существуют разные способы выражения грамматических значений, т. е. способы образования форм слова: синтетический, аналитический и смешанный. При синтетическом способе грамматические значения выражаются обычно аффиксацией, т. е. наличием или отсутствием аффиксов (например, стол, стола; идет, идут; красив, красива, красиво), значительно реже - чередованием звуков и ударением (умереть - умирать; масла - спец. масла), а также супплетивно, т. е.

образованиями от разных корней (человек - люди, хорошо - лучше). Аффиксация может совмещаться с изменением ударения (вода - воды), а также с чередованием звуков (сон - сна). При аналитическом способе грамматические значения получают свое выражение вне основного слова, т. е. в других словах (слушать - буду слушать). При смешанном, или гибридном, способе грамматические значения выражаются и синтетически и аналитически, т.

е. и вне и внутри слова. Например, грамматическое значение предложного падежа выражается предлогом и окончанием (в доме), грамматическое значение первого лица - местоимением и окончанием (я приду). Формообразующие аффиксы могут быть выразителями сразу нескольких грамматических значений, например: в глаголе идут окончание - ут выражает и лицо, и число, и наклонение. Как лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом, так и лексическое и грамматическое значения в слове находятся во взаимодействии. Это проявляется, например, в том, что с изменением лексического значения в слове меняются и его грамматические значения и формы.

Так, в словосочетании звонкий голос прилагательное звонкий качественное. Оно имеет формы степеней сравнения (звонкий, звонче, самый звонкий). То же прилагательное в словосочетании звонкий согласный, потерявшее значение качественности и ставшее относительным прилагательным (звонкий, т. е. образованный с участием голоса), утратило и формы степеней сравнения, т.

е. лишилось ряда грамматических значений и форм. Другой пример. Видовые значения глаголов, т. е.

грамматические значения, могут прямо зависеть от их лексических значений. Так, глагол бежать в значении "быстро передвигаться" употребляется только как глагол несовершенного вида: Мальчик поднял кольцо, во весь дух пустился бежать (П. ). Иное лексическое значение ("совершать побег", "спасаться бегством", "быстро отступать") влечет за собой и другое грамматическое значение - значение совершенного вида: Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото (Ч.). Современная классификация частей речи в русском языке в основе своей является традиционной и опирается на учение о восьми частях речи в античных грамматиках.

Первой грамматикой русского языка была "Российская грамматика" Михаила Васильевича Ломоносова (1755). В ней впервые всесторонне была рассмотрена лексическая и грамматическая природа слова. Все части речи Ломоносов делил на знаменательные и служебные. Две части речи - имя и глагол - назывались главными, или знаменательными, остальные шесть - местоимение, причастие, наречие, предлог, союз и междометие (у Ломоносова "междуметие") - служебными. Основные положения М. В.

Ломоносова вошли в русскую грамматическую традицию и были раскрыты, дополнены в трудах А. Х. Востокова, Ф. И.

Буслаева, А. А. Потебни, Ф. Ф. Фортунатова, A. M. Пешковского, А.

А. Шахматова, В. А. Богородицкого, Л. В. Щербы и В. В.

Виноградова. В "Русской грамматике" Александра Христофоровича Востокова (1831) были сохранены традиционные восемь частей речи. Однако из имени как особую часть речи Востоков выделил прилагательное (у Ломоносова имена не были дифференцированы), зато причастия рассматривались как разновидность прилагательных ("прилагательные действенные"), к прилагательным же были отнесены и числительные. Все определения частей речи А. Х. Востокова основаны на их значении.

Для иллюстрации основных положений приводится много примеров из живого русского языка той эпохи. Однако за грамматикой сохраняется чисто практическая роль "руководства к правильному употреблению слов в разговоре и письме" (§ 1). Федор Иванович Буслаев в "Опыте исторической грамматики русского языка" (1858) учение о частях речи изложил во второй части - "Синтаксисе", указав тем самым на синтаксическую основу этого учения. Вслед за своими предшественниками Ф. И. Буслаев разграничивает части речи на знаменательные и служебные. К знаменательным словам он относит три части речи: имя существительное, имя прилагательное и глагол (за исключением вспомогательного, который, по его мнению, является служебным словом).

В составе служебных частей речи Буслаев называет пять: местоимения, имя числительное, предлог, союз и наречие. Причем наречия он делит на две группы: 1) образованные от слов знаменательных, например, вновь, наискось, и 2) образованные от служебных слов, например, здесь, там, дважды. Первые должны рассматриваться в составе знаменательных частей речи, вторые - в составе слов служебных. "Междометие по значению своему, - указывает Ф. И. Буслаев, - составляет особый отдел, потому что выражает не логические отношения и не разнообразие предметов речи, а ощущения говорящего".

Таким образом, в целом он выделял девять частей речи. Уже одно это определение междометий указывает на то, что в основу понимания каждой части речи были положены господствовавшие тогда логико-грамматические взгляды. В развитии грамматической теории большую роль сыграл Александр Афанасьевич Потебня. Он углубил учение о слове, о грамматической форме и грамматической категории. Но решающим в сфере грамматики считал синтаксис, поэтому в его книге "Из записок по русской грамматике" (1874) имеются лишь отдельные замечания о частях речи в их сопоставлении с членами предложения. Критикуя Ф.

И. Буслаева за логическое обоснование грамматических категорий, А. А. Потебня впадал в другую крайность - отрицания логического начала в грамматике.

Он считал язык особой "формой мысли", которая ни в чем, кроме языка, не встречается, т. е.

положил начало психологическому направлению, в грамматике. Все слова А. А. Потебня делит на вещественные (лексические) и формальные. Первые он называет знаменательными частями речи, вторые - служебными. Знаменательные: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие. К служебным относит союзы, предлоги, частицы и вспомогательные глаголы.

Анализируя глагол, А. А. Потебня относил к промежуточным частям речи инфинитив и причастие на том основании, что они имели особые формы. Местоимения он рассматривал отдельно от всех частей речи, считая их категорией указательных, обобщающих слов, совмещающих в себе признаки слов лексических и формальных. Филипп Федорович Фортунатов, основатель Московской лингвистической школы, в курсе "Сравнительное языковедение" (1901-1902) излагает формально-грамматическую точку зрения на части речи (в дальнейшем ее разовьют последователи Фортунатова: М. Н. Петерсон, Д.

Н. Ушаков и др.). В работах представителей формального направления излагается учение о грамматических классах слов, которые выделяются по формальным показателям: слова, имеющие формы словоизменения (склоняемые, спрягаемые); слова, не имеющие форм словоизменения.

Исходя из этого, Ф. Ф. Фортунатов вместо традиционного учения о частях речи рассматривает слова полные, частичные и междометия. Понятие полного слова он связывает с определением его как предмета мысли и с "присутствием в отдельных полных словах форм", что образует "формальные, или грамматические, классы отдельных полных слов". К ним относятся 1) слова, имеющие формы словоизменения, например: а) спрягаемые слова - глаголы, б) склоняемые слова - существительные, в) склоняемые слова...

с согласованием в роде - прилагательные и 2) слова, без форм словоизменения: наречия, инфинитив. Числительные и местоимения особых классов, по мнению Ф.

Ф. Фортунатова, не составляют. Слова частичные используются лишь "функционально", т. е. для обозначения чего-то в семантике полных слов, так как "значения частичных слов не существуют отдельно от значений полных слов". К ним относятся: а) соединительные слова - предлог, связка, союз; б) усилительные слова (типа то в сочетании я-то, даже, и), в) частичные слова, обозначающие отрицание или вопрос (не, ли); г) слова, обозначающие известное отношение говорящего к данному предложению (да, нет; конечно, мол). Особый класс составляют междометия, которые "не выражают идей, но...

выражают чувствования, испытываемые говорящими". Александр Матвеевич Пешковский в своем труде "Русский синтаксис в научном освещении" систематично и последовательно (в традиционном понимании) части речи не рассматривал. Однако он высказал интересные мысли о значении имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия. Части речи Пешковский определял "как основные категории мышления в их примитивной общенародной стадии развития".

В этом особенно четко проявился психологический подход к явлениям грамматики. Местоимения А. М.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать