x x
menu

Осмысление человеческих ценностей в повести «Талант»

Ценность художественного произведения определяется не широтой затронутых проблем, не значимостью идей, а тем, насколько убедительное его художественное слово в постановке и решении вечных проблем человечества: добрая и злая, жизнь и смерти, мечты и действительности. Добро постоянно борется со злом, и, к сожалению, не всегда побеждает. Это мы видим и в повести С. Васильченко «Талант». Молодежи способные учителя стремятся получить высшее образование, чтобы потом нести культуру на село, отдавать свой талант людям. Этому препятствует и государственная политика (не выделяются средства на школу, поэтому она такая старая и развалена, юношам из простонародья почти невозможно пробиться в университет), и местная власть в оскорблении попа, урядника, земского начальника (им нужны не умные и просвещенные крестьяне, а затурканные и покорные труженики).

Зло кроется и в характерах отдельных героев. Отец Василий, например, вместо того что бы быть духовным наставником, высоконравственным человеком, на самом деле есть жадным, сварливым, да еще и морально неустойчивым, так как, забыв о грехе, ухаживает к чужим женщинам. В конце повести мы видим, что именно через него талантливая хористка Татьяна наложила на себя руки. Поп чувствует свою вину. Впервые ему приходится быть объектом осуждения со стороны всех крестьян. Таким образом, добро и справедливость напоминают о себе. Учитель-Рассказчик и Андрей Маркович искренне беспокоятся за судьбу Татьяны, своей коллеги из соседней школы. Они радуются ее таланту, поддерживают в трудные минуты отчаяния, не предают даже после смерти, хотя платят за это дорогой ценой - лишением мечты об обучении в университете. И здесь оказывается их безграничная доброта, достоинство, порядочность - высочайшие человеческие качества.

Острой возникает в повести проблема жизни и смерти. Каким бы трудным, даже жестоким не казалась жизнь, все же оно лучше за смерть - в этом убеждает нас автор. И делает он это очень мастерски, выписывая аллегорические и символические картины темной дождевой ночи, весеннего грома. Навсегда запоминается его поэтическая фраза: «Ой вы, глупенькие, заплаканные окна: солнце - будет, будут дни радостные, ясные, будут песни, цветы, будут радость,... Будут!..». В центре повести - проблема таланта. Что же это? За Васильченко - «Божья искра», «дар Божий». Для человека это большая награда. Но и большая ответственность. Ведь талант можно продать, променять на славу. А можно отдать людям и получить от них тепло и признательность. Жестокая действительность разбила благородные намерения и мечты Татьяны. Ее талант оказался никому не нужным, и у нее не хватило силы жить дальше, добиваться цели. К сожалению, очень часто для человека талант оборачивается не счастьем, а страданием, и виновные в этом, прежде всего, окружающие, общество.

Итак, в повести «Талант» писатель убедительно, используя все средства художественного мастерства, утверждает идеалы добра и справедливости, жизненного оптимизма, силы воли, любовь, любви к ближнему. Они, как и другие, несут определенную композиционную нагрузку. Это и любимая песня Татьяны, которая закончила жизнь самоубийством, и воспоминание о ее утерянном таланте, как и потерянная жизнь самого дьяка Запорожца - исполнителя песни. Кроме того, это описание и конкретной ситуации, и обобщенной картины жизни: дьяк застрял в болоте и не находит дороги домой, как и не знает своей дороги в жизни. Вот такой значительный подтекст содержат лишь два песенные строчки. И  собственные Васильченко слова, вложенные в уста героев, звучат не менее поэтически и метафорически: Татьяна говорит учителю-рассказчику: «Вы это не сожгли еще, книгочей и монах?..». Осенняя сухая листва «сквозь слезы шепчет несмелую жалобу: куда его, да и куда его против ночи?».

Итак, С. Васильченко в своих произведениях, в частности повести «Талант», проявил большое художественное мастерство, индивидуальный неповторимый стиль, который еще нуждается в своем исследовании. Поэтому, на мой взгляд, произведения писателя прошли испытание временами, пользуются популярностью и в наши пор.

 

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать