Описание картины «Приезд гувернантки в купеческий дом»

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Василий Григорьевич Перов - русский живописец, рисовальщик, мастер бытовой живописи, портретист, исторический живописец. Родился художник в г. Тобольске. Он был внебрачным сыном барона Григория Карловича Криденера, занимавшего должность губернского прокурора, поэтому первые годы жизни он носил фамилию своего крестного отца Васильева, а позднее, за свое пристрастие к чистописанию, получил фамилию Перов. Спустя год после рождения сына семья Кридинеров переехала в Архангельск, а позднее обосновалась в Арзамасском уезде. Художественное образование Перов получил в Арзамасской школе А. В. Ступина и в Московском училище живописи и ваяния, где учился у А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко.

Уже первые жанровые картины Перова продемонстрировали его причастность к «идеям гуманности и улучшения человеческой жизни». Ранние произведения Перова были проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», «Чаепитие в Мытищах»). Мастер тщательно выписывал характеры и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Любовь к анекдоту сохранилась у него и в более поздних работах («Приезд гувернантки в купеческий дом»). Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабло, сменилось драматической экспрессией либо добродушным юмором. Перов внёс также большой вклад в искусство портрета. Он создал образы ряда известных деятелей культуры («А. Н. Островский», «В. И. Даль», «М. П. Погодин»). Его портрет Ф. М. Достоевского считается лучшим живописным изображением писателя.

«Приезд гувернантки в купеческий дом»

Картина «Приезд гувернантки в купеческий дом» рисует тяжелое положение людей, вынужденных путём наёмной работы становиться в унизительное положение. В 1860-е годы Россия превращалась в капиталистическую страну, и новый хозяин жизни - купец, фабрикант, разбогатевший крестьянин - становился рядом с прежним хозяином помещиком, стремясь захватить свою долю власти над угнетённым народом.

В 1865 году в поисках натуры для задуманного произведения художник отправился на ярмарку, куда ежегодно съезжались купцы со всех городов. Здесь В. Перов пристально всматривался в облик новых властителей жизни. И через год на выставке в Академии художеств появилась его картина «Приезд гувернантки в купеческий дом», за которую он получил звание академика.

Всё в этой картине выглядит необычно: чистая, светлая комната с кружевными портьерами, золотые звездочки на обоях, гирлянды зелени, полированная мебель, портрет одного из представителей рода. Но у зрителя сразу же возникает ощущение, что это всего лишь декорация, а истинная жизнь дома напоминает о себе тёмными проёмами дверей и сгрудившимися в них людьми. В центре общего внимания - молодая девушка, одетая скромно, но со вкусом. В руках у неё ридикюль, и она вынимает из него аттестат на звание домашней учительницы. Её стройная, чуть склонённая фигура, обрисованный тонкой линией изящный профиль нежного лица - всё находится в разительном контрасте с очертаниями приземистых фигур купеческого семейства, на лицах которых отразились и любопытство, и удивление, и подозрительная недоброжелательность, и цинично-самодовольная усмешка. Вся купеческая семья высыпала навстречу бедной гувернантке. «Сам» так торопился встретиться с будущей воспитательницей своих чад, что даже не потрудился одеться по приличнее: как был в домашнем малиновом халате, так и вышел в переднюю. Широко расставив ноги, тучный хозяин нагло рассматривает девушку - как товар, добротность которого он желает определить. Что за тип купеческий сынок, нетрудно догадаться по его развязной позе и наглому выражению лица. Цинично разглядывает воспитательницу этот будущий «трактирный кутила». За спиной купца столпились его жена и дочери.

Тучная купчиха высокомерно и враждебно смотрит на юную гувернантку, а купеческие дочки посматривают на молодую девушку с каким-то бессмысленным испугом. Тяжело придётся в этом семействе интеллигентной, образованной девушке, и немного нужно прозорливости зрителю, чтобы догадаться: промаявшись какое-то время с купеческими чадами, сбежит она от них, куда глаза глядят.

Унижение человеческого достоинства, столкновение душевной тонкости и сытого мещанства, попытка купца «склонить гордость» раскрываются у В. Перова с такой полнотой сочувствия и презрения, что и сегодня, спустя много лет, мы принимаем всё близко к сердцу, как и первые зрители картины.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector