Цель: проанализировать содержание XXXIII песни «Ада»; проследить неоднозначность образов и ситуаций, отношение автора к образу графа Уголино; развивать навыки анализа художественного произведения, умение характеризовать художественный образ, определять художественные средства их создания и высказывать свою мысль, связывать исторические и литературные знания; воспитывать сочувствие, милосердие, уважение, интерес к мировоззренческим проблемам, к достояниям мировой культуры.
Тип урока: урок-исследование художественного текста с элементом углубленного анализа произведения.
Формы работы: сообщения учеников, эвристическая беседа, анкетирование, «займи позицию», лекция учителя, работа с таблицей, творческая работа, разгадывание криптограмм.
Оборудование: иллюстрации к произведению разных художников, картины, навеянные сюжетом «Божественной комедии», компьютер, творческие задачи.
- Сын Человечий идет, как написано о нем,
- и горе тому человеку,
- что предаст Сына Человека!
- Лучше было бы тому человеку не родиться!
- Библия. Ев. от Матфея, 26:24.
Ход урока.
I. Подготовка к восприятию начальной темы.
Вступительное слово учителя. Каждый из нас знает Божьи заповеди, старается жить согласно этим давним правилам. Но иногда тяжело побороть свои человеческие чувства и сознательно не идти на нарушение этих библейских правил. Грешит каждый человек. «Кто не грешный, пусть первым бросит в нее камень», - так сказал Христос гонителям Магдалены, и никто из них не поднял больше камень на нее, так как все ощущали грехи за собой. Управлять своим поведением, контролировать себя мы в силах, хотя чаще всего анализируем не собственное, а чужое поведение, осуждая убийц, воров, предателей. Последние, по мнению Данте, заслужат прощение за свой грех в самом жестоком, девятом круге ада.
II. Актуализация опорных знаний.
• Сколько кругов имеет ад?
• Кто попадает в них?
• О ком из грешников мы уже говорили на предыдущих уроках?
• Как относится к ним герой-поэт?
III. Мотивация учебной деятельности.
Объявление темы, цели урока.
Слово учителя. Сегодня мы проанализируем XXXIII песню «Ада», исследуем истоки предательства человека, раскроем сущность человека и мира, определим своеобразность авторской позиции и христианские и античные традиции в произведении, узнаем, какие художественные работы созданы по мотивам «Божественной комедии».
IV. Обработка нового материала.
1. Творческая задача с элементом ролевой игры.
1-я группа учеников.
Анкетирование:
• Что, по вашему мнению, является изменой?
• Приходилось ли вам переживать измену своих интересов, тайн, убеждений со стороны знакомых, друзей, родных?
• Какие примеры измены в истории вам известны?
• Предавали ли вы когда-нибудь?
• Как вы себя чувствовали после этого? Старались ли исправить ошибку?
• С какой целью вы или кто-то другой идет на измену?
2-я группа учеников.
Выписать детали, которые помогают понять характеры героев, их поступки, раскрыть идейно-художественное содержание произведения.
2. Литературоведческий комментарий учителя.
Девятый круг Ада представляет собой ледяное озеро Коцит, где властвует холод, ветер, вечная мерзлота. Коцит состоит из четырех зон - концентрических кругов. В центре - Люцифер. Лирический герой Данте сначала вступил на лед первого пояса, который называется Каина, по имени библейского персонажа. Грешники вмерзли в лед до половины тела и стучат зубами об лед, как птицы клювами.
Дальше герой попадает во вторую зону - Антенор, по имени одного из троянских вождей, который у Гомера был положительным героем, но в легендах Средневековья стал предателем. В Антеноре находятся и герои XXXIII песни.
3. Работа над текстом XXXIII песни.
1) Беседа на восприятие учениками XXXIII песни «Ада»:
• Назовите главного героя песни. (Граф Уголино).
• Что с ним произошло? (Грызет череп архиепископа за то, что тот его предал и бросил в тюрьму, где и замуровал вместе с детьми).
• Где находится граф Уголино и его сыновья? Почему?
• Найдите натуралистические детали в этой песне и выясните их роль в тексте. (Например, как они чуть не поели друг друга, детали предоставляют эпизоду напряженный драматизм, подчеркивают адские мучения героев).
• Какие еще персонажи упоминаются здесь? (Альбериго и Пленница Д'орья - предатели друзей и сотрапезников, которые вмерзли в лед).
2) Беседа эвристического характера:
• Какие чувства вызывает у вас картина, описанная в начале песни? (Ужас и сочувствие).
• Как умер Уголино? (Вместе со своими детьми он был замурован, умер от голода вместе со своими сыновьями и внуками).
• Как относится Поэт к графу? (История графа, преисполненная драматизма, до глубины души поразила героя, он вздрагивает, как и читатели, во время рассказа Уголино).
• В чем проявляется позиция автора-гуманиста?
• Какой грех заслужит прощения Уголино? Почему он оказался в одном поясе со своим врагом? (Он предан архиепископом Руджиери, который одновременно вел интригу против него и его врага; кроме того, он сам предатель, так как родом из гибелинской семьи, а перешел на сторону гвельфов).
• Альбериг и Пленница Д’Орья были еще живы во времена написания поэмы, чему их души страдают в аду? (по его наводке был убит его родственник, которого Альбериг пригласил к себе в гости, Пленница Д'орья также убила своего тестя; это было известно Данте, он считал, что в души этих людей при жизни вселился дьявол, поэтому они находятся в девятом круге ада).
• Почему Поэт отказался облегчить страдание Альберига? Все ли грехи надо прощать? (Поэт считает, что не следует прощать такой грех, как измена).
Итоги анкетирования.
4. Творческая задача.
Создание проблемной ситуации с элементами дискуссии.
Почему же Данте тягчайшим грехом считал измену? Почему люди идут на такой шаг? Что побуждает их на это?
Дети высказывают мысли о том, что это зависть, месть, корыстолюбие, т.е. измена является порождением других грехов.
5. Показ репродукции рисунка Г. Доре «Уголино с сыновьями в тюрьме», устное рисование.
• Опишите образ графа Уголино и его страдание.
• Что удалось художнику передать в своем произведении?
6. Исследование художественного произведения с элементами текстуального анализа XXXIII песни «Ада» учениками с целью определения своеобразности авторской позиции
Устные высказывания учеников развернутого характера с собственным видением и пониманием прочитанного, подбором цитат (варианты ответов).
• В XXXIII песни властвует атмосфера смерти. Данте очень выразительно и эмоционально изображает судьбу Графа Уголино и его детей, которые умерли от голода в башне, куда их бросил архиепископ Руджиери. Исповедь главного героя ярко изображает тюремный мрак, мольба детей о помощи, безысходности ситуации. Рассказ от первого лица предоставляет повествованию особой экспрессивности, искренности.
• Хотя Уголино тоже оказался в Антноре за измену родине, но мы сочувствуем ему, ведь сочувствует ему и сам Данте, обвиняя своих современников в убийстве невиновных сыновей Уголино, в неоправданной жестокости. Писатель справедливый в своем приговоре, например:
О Пиза, ты позоришь весь край богатый, Где наше так сладко звенит. Соседи не спешат тебя наказывать, Так пусть Капрайя и Горгона вмиг, Словно две плотины, встанут в устье Арно, Чтобы весь твой люд в волнах потопить. Хотя граф Уголино умер не напрасно, Так как, предав тебя, он замки сдал, Но детей морить - это же грех.