x x
menu

Оценка Данте истории графа Уголино. Духовный и моральный смысл путешествия героя

Цель:   проанализировать содержание XXXIII песни «Ада»; проследить неоднозначность образов и ситуаций, отношение автора к образу графа Уголино; развивать навыки анализа художественного произведения, умение характеризовать художественный образ, определять художественные средства их создания и высказывать свою мысль, связывать исторические и литературные знания; воспитывать сочувствие, милосердие, уважение, интерес к мировоззренческим проблемам, к достояниям мировой культуры.

Тип урока: урок-исследование художественного текста с элементом углубленного анализа произведения.

Формы работы: сообщения учеников, эвристическая беседа, анкетирование, «займи позицию», лекция учителя, работа с таблицей, творческая работа, разгадывание криптограмм.

Оборудование: иллюстрации к произведению разных художников, картины, навеянные сюжетом «Божественной комедии», компьютер, творческие задачи.

  • Сын Человечий идет, как написано о нем,
  • и горе тому человеку,
  • что предаст Сына Человека!
  • Лучше было бы тому человеку не родиться!
  • Библия. Ев. от Матфея, 26:24.

Ход урока.

I. Подготовка к восприятию начальной темы.

Вступительное слово учителя. Каждый из нас знает Божьи заповеди, старается жить согласно этим давним правилам. Но иногда тяжело побороть свои человеческие чувства и сознательно не идти на нарушение этих библейских правил. Грешит каждый человек. «Кто не грешный, пусть первым бросит в нее камень», - так сказал Христос гонителям Магдалены, и никто из них не поднял больше камень на нее, так как все ощущали грехи за собой. Управлять своим поведением, контролировать себя мы в силах, хотя чаще всего анализируем не собственное, а чужое поведение, осуждая убийц, воров, предателей. Последние, по мнению Данте, заслужат прощение за свой грех в самом жестоком, девятом круге ада.

II.        Актуализация опорных знаний.

•          Сколько кругов имеет ад?

•          Кто попадает в них?

•          О ком из грешников мы уже говорили на предыдущих уроках?

•          Как относится к ним герой-поэт?

III.       Мотивация учебной деятельности.

Объявление темы, цели урока.

Слово учителя. Сегодня мы проанализируем XXXIII песню «Ада», исследуем истоки предательства человека, раскроем сущность человека и мира, определим своеобразность авторской позиции и христианские и античные традиции в произведении, узнаем, какие художественные работы созданы по мотивам «Божественной комедии».

IV.       Обработка нового материала.

1.         Творческая задача с элементом ролевой игры.

1-я группа учеников.

Анкетирование:

•          Что, по вашему мнению, является изменой?

•          Приходилось ли вам переживать измену своих интересов, тайн, убеждений со стороны знакомых, друзей, родных?

•          Какие примеры измены в истории вам известны?

•          Предавали ли вы когда-нибудь?

•          Как вы себя чувствовали после этого? Старались ли исправить ошибку?

•          С какой целью вы или кто-то другой идет на измену?

2-я группа учеников.

Выписать детали, которые помогают понять характеры героев, их поступки, раскрыть идейно-художественное содержание произведения.

2.         Литературоведческий комментарий учителя.

Девятый круг Ада представляет собой ледяное озеро Коцит, где властвует холод, ветер, вечная мерзлота. Коцит состоит из четырех зон - концентрических кругов. В центре - Люцифер. Лирический герой Данте сначала вступил на лед первого пояса, который называется Каина, по имени библейского персонажа. Грешники вмерзли в лед до половины тела и стучат зубами об лед, как птицы клювами.

Дальше герой попадает во вторую зону - Антенор, по имени одного из троянских вождей, который у Гомера был положительным героем, но в легендах Средневековья стал предателем. В Антеноре находятся и герои XXXIII песни.

3. Работа над текстом XXXIII песни.

1)         Беседа на восприятие учениками XXXIII песни «Ада»:

•          Назовите главного героя песни. (Граф Уголино).

•          Что с ним произошло? (Грызет череп архиепископа за то, что тот его предал и бросил в тюрьму, где и замуровал вместе с детьми).

•          Где находится граф Уголино и его сыновья? Почему?

•          Найдите натуралистические детали в этой песне и выясните их роль в тексте. (Например, как они чуть не поели друг друга, детали предоставляют эпизоду напряженный драматизм, подчеркивают адские мучения героев).

•          Какие еще персонажи упоминаются здесь? (Альбериго и Пленница Д'орья - предатели друзей и сотрапезников, которые вмерзли в лед).

2)         Беседа эвристического характера:

•          Какие чувства вызывает у вас картина, описанная в начале песни? (Ужас и сочувствие).

•          Как умер Уголино? (Вместе со своими детьми он был замурован, умер от голода вместе со своими сыновьями и внуками).

•          Как относится Поэт к графу? (История графа, преисполненная драматизма, до глубины души поразила героя, он вздрагивает, как и читатели, во время рассказа Уголино).

•          В чем проявляется позиция автора-гуманиста?

•          Какой грех заслужит прощения Уголино? Почему он оказался в одном поясе со своим врагом? (Он предан архиепископом Руджиери, который одновременно вел интригу против него и его врага; кроме того, он сам предатель, так как родом из гибелинской семьи, а перешел на сторону гвельфов).

•          Альбериг и Пленница Д’Орья были еще живы во времена написания поэмы, чему их души страдают в аду? (по его наводке был убит его родственник, которого Альбериг пригласил к себе в гости, Пленница Д'орья также убила своего тестя; это было известно Данте, он считал, что в души этих людей при жизни вселился дьявол, поэтому они находятся в девятом круге ада).

•          Почему Поэт отказался облегчить страдание Альберига?  Все ли грехи надо прощать? (Поэт считает, что не следует прощать такой грех, как измена).

Итоги анкетирования.

4.         Творческая задача.

Создание проблемной ситуации с элементами дискуссии.

Почему же Данте тягчайшим грехом считал измену? Почему люди идут на такой шаг? Что побуждает их на это?

Дети высказывают мысли о том, что это зависть, месть, корыстолюбие, т.е. измена является порождением других грехов.

5.         Показ репродукции рисунка Г. Доре «Уголино с сыновьями в тюрьме», устное рисование.

•          Опишите образ графа Уголино и его страдание.

•          Что удалось художнику передать в своем произведении?

6.         Исследование художественного произведения с элементами текстуального анализа XXXIII песни «Ада» учениками с целью определения своеобразности авторской позиции

Устные высказывания учеников развернутого характера с собственным видением и пониманием прочитанного, подбором цитат (варианты ответов).

•          В XXXIII песни властвует атмосфера смерти. Данте очень выразительно и эмоционально изображает судьбу Графа Уголино и его детей, которые умерли от голода в башне, куда их бросил архиепископ Руджиери. Исповедь главного героя ярко изображает тюремный мрак, мольба детей о помощи, безысходности ситуации. Рассказ от первого лица предоставляет повествованию особой экспрессивности, искренности.

•          Хотя Уголино тоже оказался в Антноре за измену родине, но мы сочувствуем ему, ведь сочувствует ему и сам Данте, обвиняя своих современников в убийстве невиновных сыновей Уголино, в неоправданной жестокости. Писатель справедливый в своем приговоре, например:

О Пиза, ты позоришь весь край богатый, Где наше так сладко звенит. Соседи не спешат тебя наказывать, Так пусть Капрайя и Горгона вмиг, Словно две плотины, встанут в устье Арно, Чтобы весь твой люд в волнах потопить. Хотя граф Уголино умер не напрасно, Так как, предав тебя, он замки сдал, Но детей морить - это же грех.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать