Обсуждение вопроса «Можно ли дать истории Ю. Ф. Ярмыша название «Вежливый Клен»?»

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Светлячок поразил мальчика своей красотой: он был необычным, похожим на маленькую звездочку.

Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой.

Светлячок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала.

Учитель. А как вы думаете, для Дениски обмен был равноценным?

Дети. — Я думаю, что да: мальчик считал живого светлячка достойным папиного подарка.

— А я думаю, что Дениска считал светлячка дороже,
Ценнее самосвала.

Учитель. Еще лучше мы в этом убедимся, когда прочитаем, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок.

(Дети находят в тексте последний абзац на странице 77 и читают его еще раз от слов: «А я остался со своим светлячком...», а затем делают вывод.)

Дети. — Дениска был счастливым: «...глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться...»

    Мальчик восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого: «...какой он зеленый, словно в сказке...»

    Он испытывал волнение: «...я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит мое сердце, и чутьчуть кололо в носу, как будто хотелось плакать».

Учитель. А как вы думаете, почему автор рассказывает эту историю от имени героя?

Дети. — Я думаю, что, поскольку автор назвал свою книгу «Денискины рассказы», поэтому и пишет от имени Дениски.

    А я считаю, что о себе, о своих поступках и чувствах лучше расскажет сам герой, а не другое лицо.

    Читателю будет легче понять чувства и переживания самого героя, если об этом он расскажет сам.

Учитель. А теперь выделим главную мысль этой части и озаглавим ее.

(Обсудив заглавия, сами ученики посчитали лучшими следующие:

«Светлячок».

«Встреча со светлячком».

«Живое чудо».

«Крошечная звездочка в коробке».

Ребята записывают в тетрадь то, которое им больше нравится.)

4я часть

Учитель. А теперь прочитаем последнюю часть рассказа, чтобы ответить на вопрос: почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? Как это характеризует маму?

Дети. — Мама также была в восторге от живого светлячка: «Да, — сказала она, — это волшебство».

— Она пыталась понять, что побудило сына поменять
Папин подарок на светлячка.

Учитель. А мама считала такой обмен равноценным? Найдите это в тексте.

Дети. — Нет, мама не считала этот обмен равноценным: «Но всетаки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?»

— А вот еще: «А чем же, чем он лучше?» — мама никак
Не могла понять решение своего сына.

Учитель. А теперь найдите в тексте ответ мальчика на мамины вопросы. Как вы можете его истолковать?

Дети. — Мальчик в ожидании мамы тосковал, чувствовал себя одиноким, даже самосвал его не радовал: «Я так долго ждал тебя... и мне было так скучно».

— И только светлячок, это маленькое живое существо,
Находящееся рядом, могло скрасить одиночество Дениски,
Развеять его грусть и тоску: «...а этот светлячок, он оказал
Ся лучше любого самосвала на свете».

— Дениска живого светлячка считал дороже мертвой
Игрушки, поэтому он недоумевал: как мама не может этого
Понять: «Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой и
Светится!»

Учитель. А как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа?

Дети. — Автор в это заглавие вложил мысль, что любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки.

— А слово «светится» я понял, что светлячок не только
Был красивым, потому что светился в темноте, но он принес
Мальчику радость в грустные минуты одиночества. Именно
Так я понял последние слова Дениски.

Учитель. А почему Дениска не стал упрекать свою маму за опоздание?

Ученик. — Со светлячком он забыл об этом. Он даже забыл про маму. Я это вычитал: «И я забыл про всех на белом свете». Автор говорит не «про все», а про всех, а это значит, и про маму тоже.

Учитель. А теперь найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть.

(Большинство детей для заглавия предложили взять слова: «Лучше любого самосвала на свете».)

7. Обобщение характеристики главного героя

Учитель. А теперь обобщим, что мы узнали о Дениске из рассказа.

(Ребята читают еще раз слова, характеризующие мальчика, записанные на доске. Кроме того, учитель предлагает детям посмотреть в словарик после текста, а также на таблицу «Словарь характеристик» и выбрать другие слова, которые в разговоре о Дениске еще не назывались.

В результате на доске появляется запись:

    Дениска

    любящий маму;

    надежный сын;

    чувствительный;

    впечатлительный;

    верный;

    любящий живую природу;

    бескорыстный;

    добрый;

    умеет ценить настоящую красоту.)

Учитель. А теперь скажите, какой рассказ по настроению: веселый или грустный? Почему? (Ребята обмениваются мнениями.)

Домашнее задание. Найти в тексте слова, характеризующие Мишку. Перечитать диалоги. Подготовиться к пересказу текста по плану, составленному на уроке.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector