Образ коня Шептала из рассказа В. Дрозда: прямой смысл и скрытый

Искусство имеет на людей особое влияние. Особенность этого влияния заключается в том, что влияние этот не прямое. Настоящий писатель не пишет то, что хочет рассказать, донести, а создает аллегорические образы, образы со многими донышками, будто шляпа фокусника. Затем, воспринимая какой-либо художественный образ, мы можем одновременно насладиться и художественными приемами, совершенством авторского слова, и интересным сюжетом, и, главное, тем подтекстом, который в этот образ вложен. Образ коня Шептала из рассказа Владимира Дрозда - аллегорический. Это не просто рассказ о животном, которое убежало от хозяина, а потом возвратилось. Содержание этого произведения намного глубже.

 В образе Шептала кроется метафорическое стремление человека к воле, к свободе. Это стремление живет где-то в глубине и вырывается на волю, когда терпеть уже нет сил. Но Шептало возвращается. И одна единственная фраза из рассказа отражает главную его проблему: возможно ли «стать покорным, оставшись в душе свободным»? Что кроется за этой жизненной позицией? По моему мнению, отношение к позиции «стать покоренным, оставшись в  душе свободным» может быть двойственным. С одной стороны, это позиция пассивности, позиция лицемерия и слабости. Это какая-то странная деформация человеческой души, которая остается непримиримой к злу при любых условиях. С другой же стороны, такое ли это лицемерие, как кажется? Во времена, когда люди иного мышления преследовались властью, когда мыслить «не так, как надо» было опасно, каждый делала свой выбор: были те, что не покорились и погибли, были те, что покорились и предали свою внутреннюю свободу и собственную точку зрения, но были и те, кто сдались. И среди последних были не только слабохарактерные, а те люди, которые понимали, что оставшись живыми, они сделают намного больше, чем своим протестом и гибелью. Эти люди писали что-то «о партии», условно говоря, и одновременно писали настоящие вещи, создавали настоящее искусство, надеясь, что, распространяемое подпольно «самиздатом», когда-то оно полностью дойдет до читателя, и едва ли мы имеем право осуждать такую позицию. Возможно, это не так эффектно, как прямой и безапелляционный протест, но все-таки это мудро, дальновидно, это, в конце концов, патриотично. Такой непростой вопрос ставит перед нами небольшой рассказ о коне Шептало.

В рассказе В. Дрозд через аллегорический образ изображен тот тип людей, которые на самом деле испытают внутреннюю душевной деформации, мутацию духа. Это те люди, которые остались свободными, притворившись покоренными, это те, кто покорился, притворяется, что покорился...

Метафора «властной Степановой руки» настолько выразительна, что, наверное, и не нуждается в интерпретации. Рука уже названа властной - это прямая аллюзия на власть. Это «властная рука», которая приводит с хаоса,  которая давит на кого-то, кто «под властью», которая устанавливает свои абсурдные правила. Это и власть, которая искажает, а потом становится абсолютной и, по известным причинам, искажает абсолютно. В конце концов, хотя наше поколение и не застало того периода истории, мы не так отдалились во времени от эпохи «властной руки», чтобы ни понимать, что это, чтобы не представлять себе основных признаков этого режима и чтобы не ощущать на себе многочисленных последствий, которые проходят, к счастью, но до сих пор бытуют в нашей действительности теми или другими «рецидивами».

Рассказ В. Дрозда - не только история о коня Шептала, не только даже аллегория обезображенной покоренной души, но и призыв, точнее - приглашение к размышлениям. Разговор этот должен происходить с самим собой, лишь бы установить собственное отношение, найти собственный взгляд на такие важные проблемы. Кому-то может показаться, что времена тоталитарных государств прошли, и что рассказ этот, кроме прямого своего содержания, потерял актуальность. Но я не соглашусь: внешняя свобода очень важна и прекрасна, когда человек живет в таком обществе, которое предоставляет эту внешнюю свободу, но кому нужна она без свободы внутренней? Кто-то из известных мыслителей прошлого сказал: «я испытываю удивление, зачем люди требуют себе свободу слова, если они до сих пор не научились пользоваться свободой мысли». Поэтому произведение В. Дрозда направляет читателя на действительно актуальные раздумья о собственной свободе и ее ценности. Определить свое отношение к этой свободе, найти внутреннюю свободу и реализовать ее, воплотить - это уже задача каждой личности. Когда литература ставит важные вопросы, она не дает нам на них готового ответа, поэтому искать их мы должны своими силами. Но правильно сформулированная задача - это уже, как известно, половина решения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector