Образ главного героя в рассказе В.Распутина “Уроки Французского”

Валентин Распутин в своём рассказе «Уроки французского», выражая благодарность своей учительнице, рассказывает об уроках жизни доброты, которые случились между молодой учительницей французского и одиннадцатилетним мальчишкой. От лица второго читатель и узнаёт историю об их дружбе. Перед нам одиннадцатилетний мальчишка, который вырос в деревне. Это, как и другие ребята его поколения, ребенок войны. Мать, оставшаяся без мужа и без кормильца, вынуждена выживать с детьми. Мальчик, который является старшим из троих детей, понимает как никто другой и чувствует всю тяжесть положения. Не смотря на все тягости, в родной деревне герой чувствует себя комфортно. Ему нравится учиться в школе, он завсегдатай скудной деревенской библиотеки, помогает старикам читать и писать письма, разбираться с облигациями. Он чувствует, что за это его уважают в деревне, восхищаются его сообразительностью. Именно прилежность и сообразительность мальчика наталкивают мать на мысли,отправить старшего сына учиться в районный центр. Так мальчик, в старом пиджачке, перешитых отцовских штанах и неуклюжих чирках на ногах, в одиннадцать лет, наступает взрослая жизнь.
Взрослая жизнь встретила ребенка трудностями, которым он по-детски, но стойко, начинает противостоять. Наш пятиклассник чувствует себя безумно одиноким. Он не сходится ни с одноклассниками, ни с другими детьми. Чувствуя себя в чужом месте неуютно, он не стремится к детям, да и они не хотят его внимания. Удивительно, что когда мать, приехавшая навестить сына через месяц учёбы, видя тоску, предлагает ему вернуться в деревню, он отказывается. Мальчик осознает, хотя очень тяжело ему выживать среди чужих, он на правильном пути. Он любит учиться и его образование, это шанс обрести профессию и лучшую жизнь. Кроме того, он ощущает ответственность перед матерью, которая отправила ребенка учиться. Хуже одиночества и тоски для мальчика становится голод. Все припасы, которые присылает мать мальчика, таинственным образом исчезают очень быстро. Герой подозревает, что продукты воруют хозяева квартиры, но он даже не пытается выяснить это. Единственное его переживание, что мать отрывает от себя и от младших картошку и хлеб, которые до него всё равно не доходят. Пятиклассник самостоятельно пытается выживать в чужом мире. Он ищет честные способы найти пропитание, например, рыбачит.

Однажды для героя открывается возможность заработать, играя на деньги «в чику». У него отлично получается. Но интересно, что он не засиживается допоздна, не пытается урвать выигрыш больше, чем ему нужно. Он отрабатывает деньги, которых ему хватит на молоко, и отправляется учить уроки. Благодаря своим способностям, он мог бы выигрывать больше или даже занять место предводителя, Вадика. Но мальчиком двигают только честные желания. Даже когда случился конфликт со Славиком, мальчику было жалко не денег, а обидно, что противник обманул нагло обманул его. И тут перед ребенком появляется учительница французского, Лидия Михайловна, которая хочет подать руку помощи. Она устраивает всё таким образом, чтобы худой и одинокий ученик её класса был хотя бы накормлен. Но на удивление, до последнего мальчишка отказывается принимать эти жесты доброты. Ребенок, которому невыносимо было тяжело в чужом краю и без родной семьи, иногда смущаясь, а иногда прямо и упрямо отвергает любую помощь. Он, краснея, убегает каждый раз, когда Лидия Михайловна приглашает его поужинать с ней. А когда мальчик понимает, что посылку прислала не мать, а учительница, он решительно несёт её назад. Ребенок, этот маленький мужчина, как будто в глубине души понимает, что прошло время его взросления, и он должен находить пути выхода сам, без чьей-либо помощи. Конечно, мудрой учительнице пришла новая идея: не оскорбляя чувства взрослеющего ученика, дать ему возможность иметь деньги для покупки молока. Пригласив ученика поиграть на деньги, она позволяет получить пропитание в «честной борьбе». Только тогда мальчик со спокойной душой принимает эту помощь. Удивительно, как автор показывает своим читателям трудности главного героя. Все препятствия связанные с его переездом, голодом, одиночеством, оказались для мальчика отличной школой жизни, а также научили видеть настоящую доброту.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент