Цель: характеризовать образ Фауста; развивать умение учеников высказывать личное отношение к проблемам и действующим лицам произведения; развивать логическое мышление, монологическая речь и умение работать в группе; формировать этические взгляды на мир.
Оборудование: раздаточные карточки для работы в группах. Тип урока: анализ драматического произведения.
-
Тайна жизни непостижимая,
-
но мы не можем отказаться
-
от соблазна все же таки познать ее
-
и понять.
-
Й. В. Гете.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний.
Экспресс-опрашивание.
- Какие сюжеты использовал Гете для написания трагедии «Фауст»?
- Поэт использовал лишь фабулу произведений или их сюжеты полностью?
- Какие особенности композиции произведения?
- Объясните особенности жанра произведения.
- Кого можно назвать главными героями трагедии? Почему?
- Какие проблемы рассматриваются в трагедии?
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Фауста считают воплощением динамизма новой европейской цивилизации. Доказательства этому мы попробуем сегодня найти. Также мы поговорим о разных взглядах на назначение человека и смысл человеческого бытия. Гете задумывался над тем, чем есть жизнь; он считал, что «тайна жизни непостижима, но мы не можем отказаться от соблазна все же таки познать ее и понять». Пусть мы не сможем постичь все стороны жизни, но будем стараться хотя бы попробовать приблизиться к ее пониманию. (Ученики записывают тему и эпиграф урока).
III. Работа над темой урока.
1. Работа в группах.
Ученики объединяются в 3 группы. Каждая группа получает лист бумаги формата а1 или а2 и маркеры для подготовки презентации. Выводы каждой группы ученики сжато записывают в тетради.
Задача для группы 1.
1) Обработать «Пролог на небе»; подготовить выразительное чтение его в ролях.
2) Составить схему системы образов «Пролога на небе».
3) Определить идейное и композиционное содержание «Пролога..».
4) Проанализировать отношение к миру и человека участников «Пролога..».
Вывод: «Пролог на небе» выполняет роль завязки. Здесь высказываются разные точки зрения: Бога, здравомыслящего и уверенного в своей правоте и исключительности его творения - человека и Рафаэля, наделенного критическим умом и уверенного в низости человека. Заключается пари, объектом исследования становится человек - Фауст, в котором Бог уверен: «Он пока что в мороке блуждает, / И я укажу ему к правде вход, / Так как знает садовник, как деревце лелеет, / какой от него будет цвет и плод... (Здесь и дальше - перевод Г. Лукаша).
Основной вопрос трагедии - спор Бога и Рафаэля: «Кто такой человек? Игрушка стихий, рабыня собственных страстей, никчемное и слабое существо, которое покорно, бездумно существует и следует за приманками внешних сфер, несчастное страждущее существо, сломанное стремлениям к невыполнимым и бессмысленным мечтаниям? Или, возможно, он - бог на земле, пылкий искатель, способный на создание гармонии прекрасного, неутомимый приверженец и творец истины?».
Когда же этот вопрос решается во имя и славы человека, возникает еще одно, не менее важное: «Что такое истина? В чем заключается назначение человека?».
Задача для группы 2.
1) Сколько жизней имел Фауст? Какой была его цель в каждой жизни?
2) Был ли Фауст последовательным в достижении цели своей жизни?
3) Сравните два монолога Фауста (из 1 части «Ночь» и из 2 части 5 действия (последнее)). Подготовьте выразительное чтение монологов.
Вывод. Свою первую жизнь Фауст посвящает науке, хотя не сторонится и практической деятельности врача, педагога, переводчика. Отягощенный знаниями, он несчастливый и недовольный своей жизнью, ведь ему так и не удалось постигнуть законы Вселенной:
- В философию я вник, До краю всех наук дошел - Уже я и врач, и юрист, и, к несчастью, богослов... Ну и к чему же я доучился? Как дураком был, так и остался, Хотя имею докторское звание... …а сердце разрывается у самого: Не можем знать мы ничего!.. …Не верю я, что я что-то знаю, Не умею я людей учить, Не умею их на добро толкать... Денег, имущества я не нажил и славы тоже не заслужил...
Вторую жизнь Фауст посвятил поискам смысла земного бытия и жил по принципу: «лишь в движении проявит себя человек». Его новое миропонимание: Бог создает Вселенную и человека, а человек - своей настойчивой работой - совершенную жизнь на земле. Фауст, тяжело страдая из-за гибели Маргариты, остается таким же неспокойным и деятельным. Он ищет счастье в государственной деятельности, во владении совершенной античной красотой, снова и снова ищет воплощение истины. Ни слава правителя, ни лавры полководца, ни владение красивейшей из женщин человеческой истории не приносят ему удовлетворение. Старый и слабый, утратив зрение, он силой духа старается проложить светлую дорогу человечеству на родной планете:
- …Когда бы увидел, что стою С народом свободным в свободном крае, Тогда позвал бы к минуте: Постой, минута, хороша ты! Никакая вечность не поглотит Мои дела, мои труды! Предвидя будущее, Вкушаю я высочайший миг жизни.
Задача для группы 3.
1) Проследить основные этапы второй жизни Фауста.
2) Каким оказался результат эксперимента, задуманного Богом и Рафаэлем?
3) Какие мысли относительно человека в «Прологе на небе» удалось подтвердить, а какие были опровергнуты?
4) Что недооценил Рафаэль в Фаусте?
5) Подтверждение своим мыслям найдите в тексте и подготовьте его выразительное чтение.
Образец ответа.
Жизненный путь Фауста: любовь к Маргарите > брак с Еленой Прекрасной > слава военачальника > работа, результат которой существенным образом улучшит судьбу человечества.
Вывод. Рафаэль ошибся, когда характеризовал человека как «длинноногого конька», который живет, «как животные из животных», и говорил, что его поступки не имеют смысла. Фауст проявил волю, настойчивость, четкое понимание своей цели. Сбылись прогнозы Бога относительно человека, почему Фауст и был прощен.
Во второй жизни Фауст приобретает знания об обществе (двор императора), истории (античность), погружается в мир утраченной гармонии и чистой красоты. Вернувшись в современность, желает погрузиться в политику, создавать историю, воевать и отвоевывать место для будущего «рая на земле». Лишь работа ради людей, борьба за материальное и духовное счастье народов, осознание своей причастности к благородному подвигу открывают перед Фаустом большую истину: От первой до последней капли своей жизни работать ради народа.
2. Образ Фауста. Индивидуальная работа.
Задача: охарактеризовать образ Фауста.
План.
1) имя и место литературного героя в художественном произведении.
2) Социальное положение, возраст, определенные черты характера, эмоциональное состояние.
3) важное в характере героя; связь между образом героя, отдельными фактами общественной жизни и исторической эпохой.
4) эволюция образа (влияние жизненных обстоятельств на формирование взглядов, характера, появление или исчезновение определенных приоритетов и т.п.).
5) авторские средства создания художественного образа. Роль монологов в раскрытии сущности героя.
6) авторское отношение к герою.
3. Обобщение (делается совместно учителем и учениками).
Беседа.
Достижения каких идеалов стремился Фауст в своей жизни?
2. Итоговая беседа.