x x
menu

Образ Фауста как воплощение динамизма новой европейской цивилизации

Цель: характеризовать образ Фауста; развивать умение учеников высказывать личное отношение к проблемам и действующим лицам произведения; развивать логическое мышление, монологическая речь и умение работать в группе; формировать этические взгляды на мир.

Оборудование: раздаточные карточки для работы в группах. Тип урока: анализ драматического произведения.

  • Тайна жизни непостижимая,
  • но мы не можем отказаться
  • от соблазна все же таки познать ее
  • и понять.
  • Й. В. Гете.

Ход урока.

I.       Актуализация опорных знаний.

Экспресс-опрашивание.

  • Какие сюжеты использовал Гете для написания трагедии «Фауст»? 
  • Поэт использовал лишь фабулу произведений или их сюжеты полностью? 
  • Какие особенности композиции произведения? 
  • Объясните особенности жанра произведения. 
  • Кого можно назвать главными героями трагедии? Почему?
  • Какие проблемы рассматриваются в трагедии?

II.       Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Фауста считают воплощением динамизма новой европейской цивилизации. Доказательства этому мы попробуем сегодня найти. Также мы поговорим о разных взглядах на назначение человека и смысл человеческого бытия. Гете задумывался над тем, чем есть жизнь; он считал, что «тайна жизни непостижима, но мы не можем отказаться от соблазна все же таки познать ее и понять». Пусть мы не сможем постичь все стороны жизни, но будем стараться хотя бы попробовать приблизиться к ее пониманию. (Ученики записывают тему и эпиграф урока).

 

III. Работа над темой урока.

1. Работа в группах.

Ученики объединяются в 3 группы. Каждая группа получает лист бумаги формата а1 или а2 и маркеры для подготовки презентации. Выводы каждой группы ученики сжато записывают в тетради.

Задача для группы 1.

1)    Обработать   «Пролог   на   небе»;   подготовить   выразительное   чтение его в ролях.

2) Составить схему системы образов «Пролога на небе».

3)    Определить идейное и композиционное содержание «Пролога..».

4) Проанализировать отношение к миру и человека участников «Пролога..».

Вывод: «Пролог на небе» выполняет роль завязки. Здесь высказываются разные точки зрения: Бога, здравомыслящего и уверенного в своей правоте и исключительности его творения - человека и Рафаэля, наделенного критическим умом и уверенного в низости человека. Заключается пари, объектом исследования становится человек - Фауст, в котором Бог уверен: «Он пока что в мороке блуждает, / И я укажу ему к правде вход, / Так как знает садовник, как деревце лелеет, / какой от него будет цвет и плод... (Здесь и дальше - перевод Г. Лукаша).

 

Основной вопрос трагедии - спор Бога и Рафаэля: «Кто такой человек? Игрушка стихий, рабыня собственных страстей, никчемное и слабое существо, которое покорно, бездумно существует и следует за приманками внешних сфер, несчастное страждущее существо, сломанное стремлениям к невыполнимым и бессмысленным мечтаниям? Или, возможно, он - бог на земле, пылкий искатель, способный на создание гармонии прекрасного, неутомимый приверженец и творец истины?».

Когда же этот вопрос решается во имя и славы человека, возникает еще одно, не менее важное: «Что такое истина? В чем заключается назначение человека?».

Задача для группы 2.

1)    Сколько жизней имел  Фауст? Какой была его  цель в каждой жизни?

2) Был ли Фауст последовательным в достижении цели своей жизни?

3)    Сравните два монолога Фауста (из 1 части «Ночь» и из 2 части 5 действия (последнее)). Подготовьте выразительное чтение монологов.

Вывод. Свою первую жизнь Фауст посвящает науке, хотя не сторонится и практической деятельности врача, педагога, переводчика. Отягощенный знаниями, он несчастливый и недовольный своей жизнью, ведь ему так и не удалось постигнуть законы Вселенной:

 

  • В философию я вник, До краю всех наук дошел - Уже я и врач, и юрист, и, к несчастью, богослов... Ну и к чему же я доучился? Как дураком был, так и остался, Хотя имею докторское звание... …а сердце разрывается у самого: Не можем знать мы ничего!.. …Не верю я, что я что-то знаю, Не умею я людей учить, Не умею их на добро толкать... Денег, имущества я не нажил и славы тоже не заслужил...

Вторую жизнь Фауст посвятил поискам смысла земного бытия и жил по принципу: «лишь в движении проявит себя человек». Его новое миропонимание: Бог создает Вселенную и человека, а человек - своей настойчивой работой - совершенную жизнь на земле. Фауст, тяжело страдая из-за гибели Маргариты, остается таким же неспокойным и деятельным. Он ищет счастье в государственной деятельности, во владении совершенной античной красотой, снова и снова ищет воплощение истины. Ни слава правителя, ни лавры полководца, ни владение красивейшей из женщин человеческой истории не приносят ему удовлетворение. Старый и слабый, утратив зрение, он силой духа старается проложить светлую дорогу человечеству на родной планете:

  • …Когда бы увидел, что стою С народом свободным в свободном крае, Тогда позвал бы к минуте: Постой, минута, хороша ты! Никакая вечность не поглотит Мои дела, мои труды! Предвидя будущее, Вкушаю я высочайший миг жизни.

Задача для группы 3.

1) Проследить основные этапы второй жизни Фауста.

2) Каким оказался    результат    эксперимента,    задуманного    Богом и Рафаэлем?

3) Какие мысли относительно человека в «Прологе на небе» удалось подтвердить, а какие были опровергнуты?

4) Что недооценил Рафаэль в Фаусте?

5) Подтверждение  своим  мыслям  найдите  в  тексте  и  подготовьте его выразительное чтение.

 

Образец ответа.

Жизненный путь Фауста: любовь к Маргарите > брак с Еленой Прекрасной > слава военачальника > работа, результат которой существенным образом улучшит судьбу человечества.

Вывод. Рафаэль ошибся, когда характеризовал человека как «длинноногого конька», который живет, «как животные из животных», и говорил, что его поступки не имеют смысла. Фауст проявил волю, настойчивость, четкое понимание своей цели. Сбылись прогнозы Бога относительно человека, почему Фауст и был прощен.

Во второй жизни Фауст приобретает знания об обществе (двор императора), истории (античность), погружается в мир утраченной гармонии и чистой красоты. Вернувшись в современность, желает погрузиться в политику, создавать историю, воевать и отвоевывать место для будущего «рая на земле». Лишь работа ради людей, борьба за материальное и духовное счастье народов, осознание своей причастности к благородному подвигу открывают перед Фаустом большую истину: От первой до последней капли своей жизни работать ради народа.

2.      Образ Фауста. Индивидуальная работа.

Задача: охарактеризовать образ Фауста.

План.

1) имя и место литературного героя в художественном произведении.

2) Социальное положение, возраст, определенные черты характера, эмоциональное состояние.

3)  важное в характере героя; связь между образом героя, отдельными фактами общественной жизни и исторической эпохой.

4) эволюция образа (влияние жизненных обстоятельств на формирование взглядов, характера, появление или исчезновение определенных приоритетов и т.п.).

5) авторские средства создания художественного образа. Роль монологов в раскрытии сущности героя.

6) авторское отношение к герою.

3.      Обобщение (делается совместно учителем и учениками).
 Беседа.

Достижения каких идеалов стремился Фауст в своей жизни?

2. Итоговая беседа.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

5/1 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать