x x
menu

Образ Екатерины в одноименной поэме Тараса Шевченко

Сочинение по поэме Т. Г. Шевченко «Екатерина». Когда читаешь произведения Шевченко, начинаешь понимать, каким сгустком боли была для поэта женская судьба. Он, кажется, собрал в своем сердце воедино все страдания порабощенных и обиженных женщин, их отчаяние, надежды, стремления. Собрал, чтобы взволнованно рассказать о них всему миру. Одним из первых женских образов в Т. Шевченко стала Екатерина из одноименной поэмы, прообразом которой была любимая поэта Оксана Коваленко. В литературе ко времени написания «Екатерины» было много произведений на тему сведения простой девушки паном-соблазнителем. Шевченко осветил эту трагедию сразу в нескольких планах: моральном, социальном и национальном. И все это преподнес нам, вложив в свой рассказ всю боль за собственную невыполнимую любовь. По крайней мере мне так показалось.

Екатерина была не первой и не последней среди сотен таких же девушек, которые, полюбив, вместо счастья с первой минуты встретили только стыд и осуждение от общины. Мы видим, что вера в искренность чувств любимого, стремление к счастью и убежденность, что любовь не может быть грехом, постепенно приводят девушку к трагедии. И эта трагедия заключается не в наказании за то, что «не слушала Екатерина ни отца, ни матери», и не в том, что, как твердят некоторые современные литературоведы, Екатерина отдала себя «москалю», отказав украинским парням. Думаю, что трагедия нашей Екатерины - в изуродовании именно души, а не тела.

Тело можно вылечить, а растоптанную душу уже не воскресишь. Кажется, поучительный пример представлен, тема исчерпана. И Шевченко, наверное, не был бы гениальным писателем-психологом, если бы этим и ограничился. Меня лично поразил образ Екатерины-матери, которую возвысили два крыла: вера в любовь и материнская святая любовь к сыну. Понимая, что для Ивана она утеряна навсегда, Екатерина заклинает его:

  • Покинь меня, забудь меня,
  • И не бросай сына.

Может, справедливо поставить вопроса: «Почему же тогда она покинула грудного ребенка на произвол судьбы, а сама наложила на себя руки?» Думаю, здесь сплелось все: и крах ожиданий, и разочарование в будущем, и отчаяние, и, может, отвращение к своему положению, и стыд, и даже ненависть к собственному прошлому. Могла ли Екатерина с такой сломанной душой жить дальше, растить в счастье сына? Наверное, поэтому подсознательно девушка выбрала смерть, отдав ей преимущество перед мучительной жизнью. Но я все таки большей частью соглашаюсь с мнением, что в основе девичьей трагедии было небрежное отношение к родительским предостережениям, так как родители никогда не желают ребенку плохого, стараются всегда защитить его от беды. Они руководствуются опытом, родительским предчувствием. Екатерине посоветоваться бы с ними, прислушаться, а уже потом решать свою судьбу и, как потом произошло, судьбу еще одного человека - сына!

Тем и бесценная поэма «Екатерина», что она учит многому: чести, достоинству, благоразумию, уважению взрослых, чувству ответственности за жизнь близких людей.

Екатерина... В воображении сразу же возникает овеянный грустью образ. Екатерины из одноименной поэмы Шевченко. В латанном свитере, с ребенком на руках, «на плечах торбочка, а в руках посох». Посох, которым защищала она себя, своего сына от злых собак, злых людей, злой судьбы. И разве же защитит он ее, одинокую и гонимую всеми, от жестокой жизни? Конечно, нет. Поэтому и финал поэмы закономерный. С последними словами:

  • Прими, Бог, мою душу,
  • А ты - мое тело!

 Екатерина утопилась. Ее Ивась, когда вырос, стал последователем слепца кобзаря.

Настоящим защитником простой женщины Украины феодально-крепостнических пор был великий Шевченко, поэтическое слово которого стало надежным защитником наймички Анны, Слепой, Оксаны, Екатерины... Старшую сестру поэта звали Екатерина, может, поэтому именно сестрой, которая нуждается в братской поддержке, защите, воспринимается поэтом женщина. Он воссоздает ее образ, глубоко сочувствуя женской судьбе, защищая ее.

Переживая за судьбу девушки, автор хочет предостеречь ее от неосмотрительного поступка, советует «держаться с достоинством, чтобы не пришлось москаля искать». Та Екатерина искренне полюбила, «как знало сердечко...». Глубокие и естественные ее чувства, в них нет расчета. Ради любви она способна перенести любые ненастья, ей за «милого как петь, любо и потосковать».

Дальше разворачивается трагическая история молодой матери - покрытки. Сначала она еще надеется на возвращение возлюбленного. Потом горько плачет над своей судьбой, а после рождения сына ее жизнь становится, в самом деле, невыносимым. Все от нее отворачиваются, пренебрегают ею. Поэт осуждает такое жестокое отношение к обманутой девушке:

  • Пусть же вас, цокотухи,
  • И бедность побила, 
  • Как ту мать, что вам на смех
  • Сына родила.

Тяжело Екатерине прощаться с родительским домом, с родным селом. За горькими слезами ничего не видит, «только сына прижимает, целует и плачет». Сын... Вот ради чего надо жить. И решила Екатерина найти отца, дать судьбу ребенку.

Ей приходится просить милостыню, слышать постоянные оскорбления и насмешки, ей стыдно и тяжело, и любовь к ребенку, желание как-то устроить судьбу Ивася заставляют ее преодолеть стыд. И вот, в конце концов, встреча с офицером, отцом ее сына. Екатерина стремится вызвать у него чувство сожаления, если не к себе, то хотя бы к сыну. Она готова на унижение, готова быть ему служанкой, забыть, что они любили когда-то друг друга, что она стала покрыткой. И страшное открытие:

  • Нет!.. От сына, от сына
  • Отец отрекся

Это становится последним испытанием, которое Екатерина не выдерживает и заканчивает жизнь самоубийством. Можно осуждать Екатерину за ее непредусмотрительность («полюбила, как знало сердечко») или малодушие (утопившись, покинула сына на произвол судьбы, не подумала о его судьбе). Однако всегда проникаешься огромным сочувствием к судьбе Екатерины, так как в ее образе воплощены обычные женские страдания. Это образ Украины, возвышенный и чистой, и все же несчастливой, вот уже много столетий гонимой невзгодами по тяжелому жизненному пути.

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать